Raimondirus.ru

RAiMONDI
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Византийские кресты: многообразие форм

Самозваные «ревнители православия» весьма часто считают себя знатоками символики и на этом основании очень любят выискивать антихристианские символы там, где их не может быть в принципе. При этом в своем ревнительском запале зилоты порой доходят до кощунства, называя древние христианские символы «масонскими» или «сатанинскими». Происходит это как из-за ревности не по разуму, так и из-за простого невежества.

В этом очерке мы расскажем о некоторых исторических формах византийских крестов. Иные из них, к сожалению, становятся мишенью малообразованных ревнителей не по разуму.

Крест-реликварий императора Юстина II. Византия. Ок. 580 г. Рим. Ватиканские музеи

Крест как символ

Развитие иконографии Распятия как события и иконографии Креста Господня, как символа Распятия шли параллельно. Если на образах Распятия Господня крест обычно имел свою историческую форму (с титлом-табличкой над головой и подножием), то Крест-символ больше тяготел к некой декоративности. Ведь Крест Христов – это не просто орудие казни, а и символ победы над смертью, символ искупления человеческих грехов, символ спасения человека.

Потому начиная с принятия христианства императором Константином Великим крест становится триумфальным знаком и входит в группу имперских символов. С этого времени он получает в некотором смысле автономию от иконографии Распятия Христова.

Если говорить конкретнее, крест часто лишается таких атрибутов, как табличка с надписью «Иисус Назорей Царь Иудейский» и подножия. И помимо простой формы его лопасти часто несколько расширяются к краям, а сами края приобретают закругленные засечки, наподобие тех, которые мы можем видеть в парадных шрифтах ранневизантийских рукописей.

Мозаичные кресты из Софии Константинопольской

Такого типа кресты на мозаиках Софии Константинопольской. И эту же форму креста позднее позаимствовали как основу для украшения своих плащей западные рыцари-крестоносцы, постепенно разнообразив первоначальную форму.

Но если исторические элементы из символического знака креста исчезают, то добавляются элементы как декоративные (например, каплевидные украшения по углам лопастей креста или в углах стыков лопастей), так и подчеркивающие тот или иной умозрительный смысл.

«Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»

Наперстный крест. Византия. XI век. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

Например, по краям креста появляются диски, символизирующие четыре конца света, поскольку крестом «видеша вси концы земли спасение Бога нашего» (Пс. 97:3), как поется за утреней в честь Воздвижения Креста Господня.

Именно в таком виде встречается в одном из древних описаний Константинополя крест, водруженный на форуме византийской столицы: «В северной части форума стоит крест, каким увидел его в небе великий Константин, позолоченным и с круглыми шарами на концах» [1].

Как видим, такая форма креста для Византии уже прочно ассоциировалась с видением равноапостольного императора Константина, когда ему перед решающим сражением за обладание императорской властью явился в небе золотой крест с надписью: «Сим победиши» («Этим победишь»).

Такую форму, подобную описанному «константинову кресту» (с шарами-дисками по краям), долгое время византийские мастера использовали для изготовления выносных процессионных крестов, которые несли в крестных ходах или других торжественных шествиях. Такая же форма выносных крестов характерна не только для самой Византии, но и для стран византийского культурного ареала – Грузии, Руси и т. д.

Корсунский крест из Новгорода. Рисунок Ф. Солнцева из «Древностей Российского государства»

Так, на Руси были известны кресты, именуемые «корсунскими», т. е. вывезенными из Корсуня-Херсонеса. Они, очевидно, являлись реальными византийскими прототипами, которые мог действительно перевезти из Херсонеса равноапостольный князь Владимир после венчания с византийской принцессой Анной Багрянородной. Один из таких «корсунских» крестов сохранился до наших дней и представлен ныне в музеях Новгородского кремля.

Новгородский крест имеет свою особенность, которая по всей видимости более свойственна именно процессионным крестам – внизу его боковых лопастей частично сохранились петельки, на которые в свое время нанизывались каплевидные подвески (такие подвески весьма характерны для византийского ювелирного искусства – ими украшались как священные предметы, так и детали императорских одеяний и регалий).

Константинов крест. Камея. IX век. США. Балтимор. Музей Уолтера

Иногда «константинов» крест имеет только один диск или шар – внизу у самого основания, что в данном контексте должно означать, что крест утверждает всю землю, царя над ней. Тот же смысл имеет и одна из византийских регалий, перешедшая позднее практически ко всем европейским монархам – держава (шар, увенчанный крестом).

Четыре живоносных источника

Крышка реликвария с изображением Креста, овец и четырех источников. Римская империя. IV век. Италия. Чивидали дель Фриули. Собор Санта-Мария-Ассунта)

В некоторых случаях у основания креста можно увидеть четыре водных источника. В данном случае проводится символическая параллель между крестным древом и Древом жизни посреди библейского рая, а также источником, который разделялся на четыре реки: «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки…» (Быт. 2:9–10).

Читайте так же:
Где найти много кирпичей

Крест с предстоящими ангелами и четырьмя источниками. Сирия. VI век. Россия. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Но теперь эти источники приобретают умозрительный смысл: «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отсюду разделяяся яко в начала, в четыри Евангелиа, мир напаяя, тварь веселя и языки верно научая покланятися Царствию Твоему» (служба 12-ти Евангелий Великого четверга).

Процветший крест

Процветший крест. Оборотная сторона иконы Сошествия во ад. Византия. X-XI вв. Грузия. Тбилиси. Художественный музей

Еще более конкретно с райским Древом жизни проводится параллель в изображении «процветшего» креста. В этом типе изображений из основания креста выходят ветви и листья. Иногда это просто условный растительный орнамент или виноградная лоза с листьями и гроздями. В данном контексте присутствует дополнительный евхаристический смысл.

Дополнительные перекладины

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.
Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Еврокамень византийский кирпич 1201

KAMROCK® / КАМРОК® Плитка из гипса Ok Stone Византийский дворец

KAMROCK® / КАМРОК® Плитка из гипса Ok Stone Византийский дворец

«ИДЕАЛЬНЫЙ ШОВ» БЕЖЕВАЯ Цементно–песчаная затирка для швов

  • существенное снижение расходов на ремонт;
  • простота и удобство в работе;
  • чистый и аккуратный шов;
  • универсальность применения;
  • морозоустойчивость;
  • укрепление и герметизация кладки;
  • экологическая безопасность.

Параметры изделий

УпаковкаРасход
мешок: 22,5 – 25 кг3 кг/кв.м

*обратите внимание на выбор цвета расшивки: в зависимости от него меняется восприятие массива кладки; возможен любой цвет затирки

«ИДЕАЛЬНЫЙ ШОВ» БЕЛАЯ Цементно–песчаная затирка для швов

  • существенное снижение расходов на ремонт;
  • простота и удобство в работе;
  • чистый и аккуратный шов;
  • универсальность применения;
  • морозоустойчивость;
  • укрепление и герметизация кладки;
  • экологическая безопасность.

Параметры изделий

УпаковкаРасход
мешок: 22,5 – 25 кг3 кг/кв.м

*обратите внимание на выбор цвета расшивки: в зависимости от него меняется восприятие массива кладки; возможен любой цвет затирки

«ИДЕАЛЬНЫЙ ШОВ» СЕРАЯ Цементно–песчаная затирка для швов

  • существенное снижение расходов на ремонт;
  • простота и удобство в работе;
  • чистый и аккуратный шов;
  • универсальность применения;
  • морозоустойчивость;
  • укрепление и герметизация кладки;
  • экологическая безопасность.

Параметры изделий

УпаковкаРасход
мешок: 22,5 – 25 кг3 кг/кв.м

*обратите внимание на выбор цвета расшивки: в зависимости от него меняется восприятие массива кладки; возможен любой цвет затирки

«Интерьер» Профессионал белый универсальный гипсовый клей для внутренних работ 30 кг. (мешок)

Гидрофобизатор готовый "Мокрый камень" 3л

Фирменный готовый гидрофобизатор «Мокрый камень», предназначен для получения полуглянцевой поверхности камня и достижения «эффекта лотоса» — предельно низкой смачиваемости поверхности искусственного камня Камрок.

Гидрофобизатор-концентрат "Гидро-СТОП" 1л (разведение 1:10)

Универсальный гидрофобизирующий защитный состав для искусственного камня KAMROCK ® / КАМРОК ® и прочих изделий из бетона. Создает защитный слой на изделии многократно повышая его водостойкость. Для приготовления рабочего состава разбавляется водой в пропорции 1х10.

О компании

Компания «Еврокамень» успешно работает с 2010 года. Мы занимаемся не только продажей камня, но и проектированием, изготовлением изделий из натурального камня, монтажом собственных изделий в Кировской области и других регионах, облицовкой фасадов зданий, ступеней, реставрацией.

На нашем складе богатый ассортимент камней для экстерьерных, интерьерных решений, а также вы найдете подходящий материал для ландшафтного дизайна. Мы предлагаем натуральный камень как в розницу, так и оптом.

Кроме того, возможны поставки камня под заказ напрямую с карьеров на ваш объект. Мы работаем без посредников, и поэтому наши цены приятно удивят вас! И благодаря этому мы можем помочь вам и осуществить любые ваши планы, создать уникальный дизайн.

Приезжайте на наш склад и выбирайте! Наши менеджеры проконсультируют вас по интересующим вопросам, помогут выбрать подходящий материал, рассчитают и, при необходимости, организуют доставку до вашего объекта.

Компания «Еврокамень» представлена на Российском рынке с 2010 г. С того времени наша организация прошла долгий путь становления. Сейчас «Еврокамень» может похвастаться командой профессионалов, большой производственной базой и более 15 000 м 2 камня.

За эти годы компания зарекомендовала себя надежным и стабильным поставщиком натурального камня в Кировской области и за ее пределами. Благодаря продолжительной работе на рынке и налаженного контакта с поставщиками, предлагаем нашим клиентам выгодные предложения. На нашем складе найдется природный камень: гранит, мрамор, травертин, базальт. плитняк, брусчатка, банный камень, каменная крошка, галька и сопутствующие материалы которые необходимы для работы с камнем.

Вот уже более 9 лет мы занимаемся продажей и изготовлением изделий из натурального камня. За это время мы создали надежную команду высококвалифицированных специалистов, знающих свое дело.

Мы всегда готовы помочь Вам в создании самых невероятных проектов из камня.

Приходите к нам на склад, выбирайте, а наши менеджеры проконсультируют вас по всем вопросам.

Доверие сотен клиентов создает репутацию. От ее чистоты зависит, насколько конкурентоспособна будет компания на долгосрочную перспективу. Основным активом компании «Еврокамень» – является безупречная история и деловая репутация, которую мы выстраивали долгие годы

sertif sertif sertif sertif sertif

Мы гордимся сотрудничеством со всеми нашими клиентами, вот лишь некоторые из них:

Флора

Аква Лэнд

Железно

Кировспецмонтаж

Сэтус

Фелиция

Акватория

Студия художественной ковки

Designdo

Indema

Салон каминов

На складе компании можно найти более 500 видов натурального камня: мрамор, гранит, травертин, базальт, туф, фельзит, оникс, плитняки различных пород, ландшафтный камень и др.

Общий объем продукции в складских помещениях более 15 000 м 2 слэбов и плитки из натурального камня, а также более 350 тонн камня для ландшафтного дизайна. Камень привозится к нам на склад со всего мира: Россия, Италия, Турция, Испания, Бразилия, Китай, Вьетнам и др.

Для удобства вся продукция рассортирована по видам и размерам. А стенд с образцами поможет вам оценить красоту и качество природного материала для облицовки. Кроме того, на нашем складе вы можете найти изделия из камня: раковины, курны, вазы, чайные наборы, элементы декора и тд.

Приходите и выбирайте — мы доставим в кратчайшие сроки!

Оборудованное помещение для цеха, площадь которого позволяет выпускать изделия из натурального камня любого уровня сложности и выполнять большой объем работ.

Для каждой породы используются свои определенные настройки, с учетом особенностей и свойств материала. Возможности нашего цеха позволяют производить продукцию в кратчайшие сроки, не заставляя наших клиентов ждать выполнения своего заказа. В нашем штате работают только опытные, высококвалифицированные мастера по обработке камня, готовые воплощать в жизнь самые интересные проекты. Специалисты компании профессионально выполнят монтаж и установку изделий, а также отделку фасадов, облицовку каминов и др.

Мы постоянно следим за развитием технологий и успешно их внедряем. С нашей помощью вы легко воплотите в реальность самые необычные идеи.

Почему в Древнем Риме строили из тонкой плинфы и не экономили раствор? Размеры кирпича в разные столетия

Почему в Древнем Риме строили из тонкой плинфы и не экономили раствор? Размеры кирпича в разные столетия0

Возможно, многие обращали внимание на детали древнеримских строений из тонкого кирпича. Он тоньше современных стандартов, а кладка зачастую производилась на такой же толщины раствор как и сам кирпич:

Это так называемая плинфа. Плоский кирпич с почти квадратными размерами. В Древнем Риме размер плинфы был 50х55х4,5 см, а в Византии — 30х35х2,5 см.

Тогда слой раствора в кладке был толщиной либо половина плинфы, либо равный толщине (высоте). С чем это связано? При поверхностном взгляде видно, что был перерасход раствора. Возможно, замесить его из нужных компонентов было дешевле, чем сформовать кирпичи, высушить их обжечь их. Историки пишут, что так повышалась сейсмоустойчивость зданий. Может быть из-за того, что кирпич не такой прочный как раствор.

Древний раствор очень прочный. В Древнем Риме – на основе римского бетона с добавлением вулканического пепла (обожженных в вулкане минералов). Поэтому, древние делали упор на прочность раствора, а не кирпича (как мы в наше время).

Еще такое наблюдение: большой ширины кирпичи неудобно брать одной рукой. Работать придется двумя руками. Или тогда работали в паре? Один кладет раствор, а второй укладывал плинфу?

В Римской империи использовали плинфу и другого формата. Размер 40х10х4 см. Вообще, интересно проследить эволюцию кирпича. Вероятно, небольшая толщина плинфы была связана со скоростью сушки. Чем тоньше – тем быстрее сохнет. А так же масса более качественно обжигается.

Плинфу византийского формата использовали и на Руси в 10-13 вв. при строительстве храмов.

Потом были периоды строительства из белого камня (известковых блоков) и позже переход на кирпич. Почему перешел переход с плинфы на привычный формат кирпича (хоть и большой) – информации нет. Причем, размер этого кирпича менялся со временем:

В 17 в. размер кирпича тоже был неудобный. Одной рукой кирпич шириной 144 мм брать крайне сложно. Если только руки строителей были больше! И вес кирпича большой. Современный полнотелый кирпич весит чуть более 4 кг. Крупноформатный кирпич весом 6-7 кг сложно класть одной рукой. Видимо, богатыри не только в сказках, но были и в строительстве тех времен.

Среди упоминаний про размеры кирпича можно отметить такую информацию:

Стены башен кремля Нижнего Новгорода (1500-1511 гг.) были выложены большемерным кирпичем (30х14х8 см.). Стены кремля Коломны (1525-1531 гг.) сооружались из камня и облицовывались кирпичем с размерами 32х16х8 см. Церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 году из кирпича, имеющего средние размеры 30х14х8 см. Стены Смоленского кремля(строительство с 1595 по 1602 гг.) выкладывались из крупноформатного кирпича, размер которого составлял 31х15х8 см. Петр I установил размеры кирпича – 28х14х7 см.

Это переводы в нашу метрическую меру. В старых текстах размеры записаны в вершках.

Еще одна таблица с изменениями размеров кирпича:

Современный одинарный кирпич имеет размеры 250×120×65 мм. Существует полуторный и двойной (по высоте). Но для удобного захвата он остается шириной 120 мм с 1927 г. (был введен стандарт НФ – нормальный формат). Такой же формат и в Германии. А вот в Великобритании стандарт на кирпич: 215×102,5×65 мм.

Подписывайтесь на канал, добавляйте его в закладки браузера (Ctrl+D). Впереди много интересной информации.

Византийские монеты

Византийские монеты

Византийская империя стала целой эпохой на пути к становлению цивилизации современного типа. Общество этого государства опережало многие страны Древнего мира в культурном, научном и экономическом развитии. Византийские монеты до сих пор восхищают коллекционеров и профессиональных нумизматов своим качеством и техникой исполнения, опередившей своё время.

История

Византийская империя существовала более 100 лет — с 11 мая 330 года по 1453 год. Вначале она представляла собой процветающее богатое государство. На протяжении длительного периода её экономика была сильнейшей на территории всей Европы. В Восточной Римской империи располагалось 90% производства всей Евразии, если не брать во внимание Индию и Китай. Активная торговля внутри страны и с приезжими торговцами требовала такой денежной системы, чтобы удовлетворять потребности своего народа и иностранных торговцев.

Византийская империя

Это стало причиной большого разнообразия монет Византийской империи, которые своим дизайном и техникой выполнения до сих пор позволяют историкам изучать древнюю цивилизацию, её культурные и технические достижения. Специалисты насчитывают более 500 наименований, но периодически обнаруживаются новые экземпляры, поэтому точное количество выпущенных денежных единиц Византии пока что не известно.

Ближе к прекращению существования Византии финансовое благополучие империи пошатнулось. Оно было ослаблено несовершенной системой налогов, войнами и пр. Стоимость монет к этому моменту стала ниже, но для современных коллекционеров это не существенно, и деньги позднего периода ценятся так же высоко, как и раннего.

Материалы

На протяжении всего периода Византийской империи чеканка велась из трёх стандартных материалов, которые использовались на то время:

  • золото;
  • серебро;
  • бронза.

Иногда бронзовые изделия того периода даже специалисты называют медными монетами Древней Византии. На самом деле это ошибочная формулировка, поскольку медь — это чистый химический элемент. Для изготовления знаков отличия и денег в Древнем мире использовалась бронза — смесь меди, олова и других примесей. Медь действительно присутствует там в большом количестве, но этот сплав называется бронзовым, и именно такой состав обеспечил сохранность и относительно невысокий процент коррозии металла.

Византийские монеты - материал

Что касается золота, то использовалась высокая 900 проба, считавшаяся стандартом качества в денежной сфере Древнего мира.

Где изготавливались

В самом начале работали монетные дворы, которые остались после падения Восточной Римской империи. Такая ситуация сохранялась до начала правления Анастасия I в 491 году. После его прихода ко власти остались только 2 из них: в Фессалониках и Константинополе. Но уже в 498 году добавочно открыли 2 новых крупных монетных двора в Никомидии и Антиохии.

Всплеск открытия новых монетных дворов в Византии пришёлся на период правления Юстиниана I. При нём количество таких производств возросло до 14. Так произошло не только благодаря возведению новых мощностей, но и из-за завоеваний монетных дворов, принадлежавших раньше остготам и вандалам. Как правило, на завоёванных производствах запрещалось чеканить золотые изделия. Это объяснялось отсутствием нужных технологий и безупречных мастеров. Золото чеканили в Константинополе, Катании и Фессалониках. Серебро изготовляли в Равенне и Каррагене.

Юстиниан I

Уже в VII веке из-за многочисленных войн большинство монетных дворов закрылись. В провинциях они прекращали свою деятельность в первую очередь, и уже к IX веку в периферийных и средних городах остался лишь один — в Сиракузах. Он работал вплоть до захвата арабами в 878 году.

С этого времени золото и серебро чеканили только константинопольские мастера. Позже в провинциях понемногу начали восстанавливать монетные дворы, но константинопольский всё равно оставался главенствующим.

Отличительные особенности

Специалисты подчёркивают, что у византийских денег очень выразительный дизайн, который легко позволяет отличить их от древнеримских и древнегреческих. В обоих случаях использовали изображение религиозных элементов и фигур, но их назначение было разным. Древнеримские демонстрировали добродетели, которые были характерны для людей и ещё глубже внедрялись в сознание народа. Изображения такого рода на византийских монетах подчёркивали превосходство империи и поддержку правителя высшими силами.

Ещё одно отличие — меньшая натуралистичность портретов в сравнении с римскими, они чеканились более суровыми. Абстрактная передача образа стала характерной византийской чертой, утончённые рельефные детали исчезли.

Понять приблизительное время чеканки позволяет портретное изображение императоров. До начала VII века оно было безбородым, а позже стало изображаться с бородой. К тому же изменился масштаб рисунка: вместо бюста теперь присутствовал поясной портрет. В руках император держал полотно или часть пергамента, а голова была увенчана диадемой.

С начала X века меняется также реверс. Теперь там изображена Виктория, держащая в руке крест. Чуть позже там будет фигурировать изображение святых, ещё позже — Богородицы, а затем — Иисуса. В редких случаях их переносили на аверс.

Разновидности

Все византийские монеты принято делить не по периодам или императорам, при которых они выпускались, а по материалу: золотые, серебряные и бронзовые.

Золотые

Логично, что они были самыми дорогими среди всех денежных знаков империи.

Солид

Самая ценная среди всех, она начала чеканиться при Константине Великом в 324 году в эпоху экономического подъёма.

Византийская монета - Солид

Выпуск продолжался на базе монетного двора в Константинополе. Кроме финансового объекта она стала символом перехода от римского ауреуса, считавшегося стабильной золотой денежной единицей Римской империи.

  • 900 проба;
  • вес в пределах 4,5 г, но из-за особенностей чеканки возникала разница в сотые доли грамма;
  • диаметр — 2,2 см.

На аверсе — Константин Великий с диадемой на голове, восседает на престоле. Он держит полотно, а это было сигналом для начала цирковых игр. По периметру прописано имя императора. Вблизи гурта есть декоративная кайма. Неправильную форму овала часто принимают за деформацию, но именно такая форма и придавалась изделию изначально.

На реверсе до X века дублировался портрет императора, а позже его изменили на изображение Победы. Самые новые византийские монеты на обеих сторонах содержат лики святых. При этом на всех выпусках рельефность слабо выражена. Средняя цена такого экземпляра составляет 600 у.е., но за хорошо сохранившиеся единицы просят 1,2 тыс. у.е. и больше.

Семиссис

Эта денежная единица составляет 0,5 солида.

Византийская монета - Семиссис

Внутри империи ею пользовались преимущественно представители знати, также она активно участвовала при расплате с зарубежными торговцами.

  • 900 проба;
  • диаметр — 1,8 см – 2,0 см;
  • вес — 2,1-2,2 г.

На аверсе написано «VICTORIA AVCCC CONOB», а в редких случаях — имя святого. Название «семиссис» пришло от римских денежных единиц. Официальная стоимость таких экземпляров составляет 500 долларов, если они сохранились нормально, а для качества выше среднего цена стартует от 800 долларов.

Тремиссис

Начал чеканиться во времена правления Магна Максима, но самое большое распространение пришлось на V век. Стоимость составляла треть солида.

Византийская монета - Тремиссис

Второе название этой монеты — триенс. Она в основном использовалась во внутренней торговле.

  • 900 проба;
  • вес — 1,37 г;
  • диаметр — 1,5-1,7 см.

Отличительная черта — большие отступы штемпеля от гурта. За тремиссис средней сохранности просят 300 у.е., а за экземпляры прекрасной сохранности — около 500 у.е.

Серебряные

Значительно уступают золотым византийским монетам в цене.

Милиарисий

Самая объёмная серебряная монета Византии, которую начали чеканить в ходе денежной реформы, проводимой Константином Великим.

Византийская монета - Милиарисий

Она приравнивалась к 1/14 части солида, но со временем её ценность повышалась. Это произошло из-за увеличения доли серебра при Юлиане, вследствие чего стоимость возросла на 0,2 солида. Соответственно вес увеличился на 0,1 г.

Параметры: вес — 4,55-4,65 г, диаметр — 2,2-2,5 см.

На лицевой стороне можно видеть профиль императора, сидящего на троне с пергаментом в руках. По окружности написано его имя. На реверсе нанесено такое же изображение. Как и солид, мелиарисий неправильной овальной формы.

Поздние выпуски отличаются от ранних тем, что аверс и реверс у них разные: вместо лица императора на оборотной стороне чеканился крест и ветви, отходящие от центра. Цена милиарисия — от 300 до 1,2 долларов.

Кератий

По цене составлял 0,5 милиарисия. Кератий представлял основную денежную единицу Византийской империи.

Византийская монета - Кератий

Именно в нём большинство налогоплательщиков сдавали налог в казну.

Параметры: вес — 2,25 г, диаметр — 1,8 см. Цена кератия составляет 200-500 долларов.

Гексаграм

Чеканка гексаграма производилась со времени правления Ираклия до эпохи Льва Исавра, который ввёл взамен этой денежной единицы обновлённый серебряный стандарт.

Византийская монета - Гексаграм

Параметры: вес — 6,82 г; диаметр варьировал от 1,8 ми до 2,2 см. Так как изготовление проводилось недолго, гексаграм сейчас является редкой монетой, которую пытаются получить в свои коллекции нумизматы разных стран. Из-за этого её цена стартует от 500 долларов и доходит до 1,3 тыс.

Силиква

Производство началось при Диоклетиане, став одним из этапов денежной реформы. Этот император изображался на лицевой и оборотной сторонах, но на аверсе портрет был крупнее и с диадемой на голове.

Византийская монета - Силиква

Также видно, что он облачён в доспехи. По периферии написано имя императора. Более поздние выпуски отличаются ликами святых на реверсе.

Параметры: вес постепенно сокращался с 3,4 г вначале до 2,2 г при Констанции II. На этом уменьшение не остановилось, и к IV вес опустился до 1,3 г. По этой причине и стоимость силиквы разных периодов отличается. Диаметр — 1,2-1,8 г. Большинство экземпляров, дошедших до наших времён, сильно изношены, поэтому их стоимость стартует от 40 долларов и доходит до 200.

Полсиликвы

Серебряная византийская монета с минимальным номиналом. Она использовалась не по всему государству, а только в самых крупных городах.

Византийская монета - Полсиликвы

Номинал составлял 0,5 силиквы. Решение о том, чеканить ли её, принимали непосредственно на монетных дворах в зависимости от необходимости и востребованности. Параметры были следующие: вес — 2,4 г, диаметр — 1,5 см. Современные коллекционеры приобретают полсиликвы по цене до 100 долларов.

Бронзовые

Бронзовые изделия являются самыми многочисленными. Несмотря на то, что их до наших дней дошло больше всего, они сохранились хуже, чем золотые и серебряные.

Нуммус

Это бронзовая византийская денежная единица с самым высоким номиналом. Применялось в торговле и расплате низшими слоями населения империи. Второе название нуммуса — фоллис.

Византийская монета - Нуммус

На лицевой стороне виден императорский профиль, а на обороте выбит крест или буквенное обозначение номинала. Разные выпуски значительно отличаются по весу и диаметру: от 20,0 до 22,0 г и от 2,3 до 4,0 см. Цена нуммуса на аукционах и в тематических сообществах не превышает 25 у.е.

Полфоллиса

По внешнему виду он незначительно отличался от нуммии, хоть и был менее объёмным.

Византийская монета - Полфоллиса

Был употребляемой монетой не на всей территории государства, а только в крупных городах, где и чеканился в монетных дворах. Сегодня цена полфоллиса не превышает 20 долларов.

Декануммий

Это самая дешёвая на нынешнее время бронзовая монета Византии, которой расплачивались во всех регионах.

Византийская монета - Декануммий

Её вес — 3,19 г, диаметр – 1,1-1,5 см. Приобрести декануммий можно за 2-50 долларов.

Пентанумиум

Второе название — пентанумия. В то время был основной разменной монетой, внешне напоминавшей другие бронзовые денежные единицы.

Византийская монета - Пентанумиум

Вес — 2,6 г, диаметр — 1,7 см. В интернете или в нумизматических сообществах пентанумиум продают в среднем за 15 у.е. Это связано с плохой сохранностью бронзы и высоким уровнем коррозии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector