Raimondirus.ru

RAiMONDI
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Справочник | Инженерные системы

Облицовка печи изразцами

Облицовка изразцами — самый красивый, гигиеничный и распространенный способ отделки. За печью легко ухаживать. Кроме того, в процессе облицовки хорошо перекрываются швы кладки, в которых могут быть трещины, пропускающие в помещение дымовые газы. Кладка печи с облицовкой требует особого внимания и тщательности. Перед тем как приступить к работе, необходимо отсортировать изразцы по форме и цвету, а возможно, и по размеру. Если этого не сделать, печь будет пестрой.

Сначала изразцы отбирают по форме без наплывов, наружных и внутренних трещин. Затем их сортируют по цвету и оттенкам. Самыми темными по цвету изразцами облицовывают низ печи, чуть светлее идут на второй ряд, более светлыми отделывают третий и самыми светлыми, однородными и чистыми — последующие ряды. В размерах изразцов могут быть отклонения. Поэтому после подборки приступают к их обработке: подрубают и притесывают кромки с таким расчетом, чтобы все они были совершенно одинакового размера. Обработанные места шлифуют на мелкозернистом точильном камне, удаляя при этом наплывы глазури. Сначала обрабатывают один изразец, придавая ему самую правильную форму, и он будет шаблоном для обработки последующих. Обрубают изразцы осторожно, применяя для этого нож, им может быть хорошо наточенная стальная полоска длиной 200—250 мм. Удары по ножу наносят так называемым стукальцем — отрезком круглой стали длиной 200 мм и толщиной около 30 мм. Можно применять стальную трубу. Молоток использовать не рекомендуется, так как он имеет узкий обушок, и можно промахнуться во время удара и неправильно расколоть изразец. Сначала более сильными ударами стесывают заднюю часть кромки, а затем очень осторожно переднюю, примыкающую к глазури. Обрубленные части шлифуют. Вообще работу следует вести очень осторожно, чтобы не делать больших щербин на глазуровке, исправить которые практически невозможно. Горизонтальные кромки с глазурованной стороны очень немного скашивают во время шлифования, чтобы предохранить глазурь от скалывания или отслоения при давлении на изразцы. Они должны опираться друг на друга ребрами кромок, а не глазурованной поверхностью.

Скрепление изразцов

Скрепление изразцов: а — проволока; б — румпа; в — скобы; г — проволочный штырь.

Изразцы: а — угловые; б — прямые

Перепиливают изразцы стальной проволокой, лучше тонкой, которую скручивают (свивают). Один конец крепят к стене или столбу, а к другому привязывают палку, которую кладут на стул или табурет, отодвигают от стены, натягивая тем самым проволоку. Затем садятся на палку, отчего проволока натягивается еще сильнее. На изразце сначала наносят линию-риску, затем берут его двумя руками и водят взад и вперед по проволоке, выполняя распил.

Чтобы в процессе распиловки не откалывалась глазуровка, по проведенной риске необходимо прорубить глазурь в виде дорожки шириной 2—4 мм. Во время перепиливания изразец надо держать глазурью к себе, чтобы следить за распиловкой точно по риске. Рабочим ходом распиловки считается такой, при котором изразец ведется на себя, в противном случае глазурь будет откалываться. После распиловки изразец, держа глазурью к себе, шлифуют плавными круговыми движениями. Как было сказано выше, с горизонтальных кромок глазурованную сторону слегка скашивают.

Облицовывают печь в следующем порядке. Перед установкой изразцы обязательно смачивают в воде. Сначала выкладывают из подобранного кирпича стенку без раствора. Разбирают ее и оставляют только один нижний ряд. Затем устанавливают первые угловые изразцы нижнего ряда, намазывая их борта тонким слоем жидкого глиняного раствора и подкладывая под румпу густой слой глиняного тощего раствора. Они должны быть установлены строго по вертикали и горизонтали. Конечно, между ними оставляют такое пространство, чтобы можно было вставить нужное количество промежуточных изразцов, каждый из которых насухо примеряют к своему месту. Если необходимо изразцы дополнительно шлифуют, чтобы они как можно плотнее прижимались друг к другу. При установке последующих рядов изразцов горизонтальные швы между ними оставляют толщиной 2—3 мм, что необходимо для их осаживания вместе с кирпичной кладкой, к которой их прикрепляют. Установленные насухо изразцы вынимают и ставят на растворе, подкладывая его только под румпу, полностью заполняя все его пространство, не оставляя пустот.

Облицовка печи изразцами
Облицовка печи изразцами: а — детали изразца: 1 — пластина; 2 — лицо; 3 — отверстия для штырей; 4 — румпа; б — крепление изразцов: 1 — кирпич; 2 — изразцы; 3 — румпа; 4 — штыри; 5 — скобы; 6 — проволочная вязка; 7 — петля)

В процессе установки изразцы проверяют на вертикальность и горизонтальность всего ряда. Если имеются отклонения, их выравнивают. Вертикальные швы между изразцами должны вплотную примыкать друг к другу без заполнения их раствором. Горизонтальные швы заполняют раствором. Установив первый промежуточный изразец, примыкающий к угловому, его придерживают рукой и заполняют промежуток между румпами раствором, вдавливая в него куски красного кирпича как можно плотнее друг к другу, чтобы между ними не было зазоров. Если будут зазоры (трещины), то в дальнейшем между ними окажется воздух (воздушные мешки), снижающий нагревание облицовки. Между двумя изразцами образуется валик глиняного раствора, удерживающий изразцы на месте. В установленные два изразца через отверстия в румпах ставят штыри из стальной проволоки толщиной 4—5 мм, длиной на 20—30 мм больше высоты румп. Чтобы штыри не могли опуститься вниз, их верхний конец загибают, и они, таким образом, опираются на румпу. Для более плотного сжатия изразцов друг с другом головки двух соседних штырей обматывают три раза мягкой печной проволокой. В промежуток между румпами в полученную проволочную связку вставляют гвоздь и скручивают ее, сжимая все изразцы друг с другом. Снизу и по боковым сторонам на румпы устанавливают скобы, изготовленные из печной стали, толщиной 2 мм шириной 15 мм. Заготовки для скоб нарезают по 100 мм. Скобы надежны только тогда, когда они сделаны из достаточно твердой, называемой обычно пружинящей, стали. В процессе надевания на румпы требуются значительные усилия на раздвигание их концов. Если скобы не отвечают этим условиям, то применение их бесполезно.

Для закрепления изразцов в кирпичной кладке печи на каждый штырь необходимо крепить по два куска печной проволоки для образования мочек в виде петли или с воинами-усами (вилкой). Ставят мочки по две-три штуки на штырь на одном уровне с рядом кладки, то есть против шва для последующего зажима верхними рядами кирпича. Концы проволоки загибают за кладку. Нижние части румп заполняют, не оставляя пустот, глиняным раствором с укладкой хорошо смоченного в воде щебня из красного кирпича. Щебень из огнеупорного кирпича применять нельзя: он при нагревании расширяется гораздо больше изразцов и может порвать их. Первый ряд печной кладки укладывают вплотную к облицовке, заполняя пустоты глиняным раствором. Против этого ряда к штырям крепят мочки и кладут их на уложенный кирпич для последующего защемления кладкой. Выложив первый ряд, приступают к дальнейшему заполнению пустот в румпах и пространства между ними и выполняют кладку. Вверху румп ставят еще мочки и заделывают их кладкой. Конечно, мочки мешают в работе, если их закрепить заранее. Лучше всего их ставить в процессе кладки. Выполнив полностью всю облицовку, поверхность печи обтирают, удаляют грязь и глину, приготовляют жидкое гипсовое тесто и смазывают им облицовку, особенно швы. Как только гипс слегка схватится, его удаляют чистой тряпкой, а вместе с ним и прилипшую грязь. Гипс остается только в швах. Если после тряпки протереть печь мягкой бумагой, то изразцы станут еще чище, так как бумага снимет незаметные следы гипса. Оставшийся в швах гипс высыхает и становится белым. Изразцы кладут одновременно с кладкой печи. По санитарным требованиям, печь должна нагреваться до температуры 70°С, а облицованная изразцами — до 90°С, повышая тем самым теплоотдачу печи 1 м2 на 150 ккал/ч. Это допустимо, потому что пыль с печи легко удаляется, и при нагревании она не сгорает и не издает запаха.

Читайте так же:
Кирпич строительный силикатный характеристики

Печной изразец

Изразец — керамическая плитка для облицовки стен, печей и т.п., имеющий с обратной стороны вид открытой коробки — румпу, — с помощью которой он крепится к основе (т.е. кирпичной кладке) [1].

Истоки изразца обнаружены в древнем Киеве X-XI веков, Старой Рязани и Владимире XII века. При археологических раскопках были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями. После монголо-татарского нашествия производство возобновлено во вт. пол. XV века.

В данном случае нас будут интересовать печные изразцы. Ими стали украшать печи во вт. пол. XVI (нач. XVII в.) [3].

Цель этой публикации — в общих чертах ответить на вопрос: «Что такое печной изразец?» на примере ранее неопубликованных изображений изразцов двух печей.

Зачем печи изразец?

  • утилитарная функция — «Главное назначение изразцов — накопление (аккумулирование) тепла с последующим равномерным и длительным излучением его в помещение«. Дело в обоженной пористой глине, которая является плохим проводником тепла. Соответственно, изразцы «медленно нагреваются теплом печи и долго его удерживают, медленно остывая» [2]. Необлицованная печь отдает тепло быстрее, а значит, она менее эффективна. Также не случайно изразец покрывают поливой, «лицо» становится гладким. «Тела с такой поверхностью лучше излучают тепло, чем тела с шероховатой поверхностью«[2]. Таким образом, происходит равномерное излучение тепла, накопленного изразцом. Т.е. с одной стороны шероховатая поверхность принимает и сохраняет тепло, с другой стороны гладкая поверхность равномерно медленно отдает это тепло помещению.
  • декоративная функция — «Изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов, трапезных палат, парадных княжеских и боярских теремов, а позднее, в XVIII веке, и в жилых помещениях горожан» [3]. Таким образом, изразец — еще и средство художественного оформления помещения. Рельефные, расписные лицевые изразцы, дополненные цокольными и карнизными частями, розетками сливаются в единое композиционное целое с другими элементами интерьера — карнизами, тягами, вставками, наличниками и т.д.

Из каких частей состоит?

  • пластина с лицевой поверхностью, предназначенной для декорирования (глазурирования, рельефа)
  • румпа — открытая коробка, которая прикрепляется к тыльной стороне пластины

Зачем изразцу румпа?

  • надежное крепление к кирпичной кладке. В румпе есть специальные круглые отверстия для одного из элементов крепления изразца к кладке — штырей.
  • повышение энергоэффективности печи за счет нагрева воздуха, находящегося в полости румпы, и постепенной отдачи тепла наружу.

Из какого материала изготавливается изразец?

Основной материл — глина. + Различные добавки (кварцевый песок, известняк, мел и т.д.). Состав поливы также различен. Например, состав простой белой глазури: 21 кг золы, 16 кг песка, 13 кг соли [4].

Каковы стадии производства?

обработка сырья (глины) —> приготовление формовочной массы —> формование изразца —> безглазурный (утильный) обжиг —> покрытие глазурью (= поливой) и роспись —> окончательный обжиг — для расписных глазурованных изразцов, та же самая логика и для других видов

Какие бывают виды изразцов?

  • терракотовые (красные — из красной глины) — вт. пол. XVI — вт. пол. XVII вв. (редко использовались вплоть до нач. XVIII в.)
  • муравленые (покрытые зеленой свинцовой глазурью — муравой) — нач. XVII — нач. XVIII вв.
  • многоцветные расписные (рельефные) — глазурованные (прозрачные), эмалированные («глухие», т.е. непрозрачные) — XVII — XIX вв.
  • гладкие расписные (многоцветные и одноцветные, например, с синей росписью) — глазурованные, эмалированные — перв. четв. XVIII — нач. XX в.
  • гладкие нерасписные — глазурованные, эмалированные — XIX — нач. XX вв.

И это в общих чертах, уже не говоря о форме изразца (квадратная, прямоугольная), размерах, типе румпы (коробчатая; со стенками румпы, отступающими от краев изразца), составе глиняной массы, подвидах (например, терракотовые изразцы подразделяются на широкорамочные, более ранние, и узкорамочные), изображению на «лице» (растительные, геометрические, животные росписи, различные сюжеты и пр.), виды по расположению на печи (лицевые, угловые, карнизные, цокольные и т.д.) и т.д.

В XIX веке «изразцовые печи клали не только в богатых дворянских особняках и поместьях, но и в жилых домах зажиточного городского и сельского населения. В связи с этим потребовались более дешевые изделия, которые не были чужды и вкусам новых потребителей» [3]. К концу XIX века даже одноцветная синяя роспись становится все более простой, а потом и вовсе пропадает. Остается либо синяя окантовка лицевой поверхности, либо роспись совсем отсутствует. На следующих двух примерах можно проследить эти изменения. На изразце начала XIX века роспись есть, а на изразце начала XX века ее нет.

Два примера:

1. Изразцовая печь сельской усадьбы купца В.П. Спирина (нач. XIX в.), д. Воронино, Кичменгско-Городецкий район, Вологодская область. Фото Романовой Н., 2016 г.

Общий вид изразцовой печи

Гладкий изразец с синей растительной росписью и окантовкой

2. Изразец с печи дома священника Суровцева (г. Вологда, ул. Ветошкина, 3) нач. XX века. Лицевая поверхность гладкая, без росписей.
Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске. Фото и схемы автора, 2020 г.

Лицевая сторона изразца

Клеймо завода В.А. Аксенова в городе Рыбинске

Общий вид с тыльной стороны с обозначением составных частей изразца. Тип румпы: со стенками, отступающими от краев изразца

Схематичный обмер изразца. Вологда, Ветошкина, 3

Литература:
1. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре. — СПб, 2003.

2. Художественное оформление гончарных изделий и производство изразцов. — Москва, 1948.

3. Маслих, С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. — Москва, 1976.

Изразцы. История и технология изготовления изразцов.

ИЗРАЗЦЫ́ (ст.слав. израз, праслав. razъ, rezъ — «резать, проводить, делать черту»; отсюда образ, образец, обра́зить — украсить) — керамические облицовочные плитки. В самом широком смысле под этим словом можно понимать керамические плитки любого вида и назначения при условии, что их лицевая поверхность украшена, назвать так терракотовую или поливную плитку не будет ошибкой.

Читайте так же:
Кто уже побежал искать кирпичи

Изразец-разновидность декоративной керамики. Применялись они для внешней облицовки зданий и их внутреннего убранства. Термин »изразец», или »образец», обычен в обиходе русского государства в эпоху феодализма. В западноевропейских государствах и на территории Белоруссии этот вид керамической продукции известен по письменным источникам как »кафель» Изразцы Кафли (от нем. Kachel), керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен с обратной стороны имеют вид открытой коробки ,(румпы) для крепления в кладке. Бывают плоские, угловые и карнизные. Часто неточно называют облицовочные плитки без румпы на тыльной стороне.

В отличие от плоского кафеля изразцами правильно называть рельефные плитки, которые в старину делали, отминая глину в деревянном коробе, имеющем в днище резной углубленный рисунок наподобие пряничной доски. На глине получался отпечаток в виде выпуклого рельефа. Отсюда и происходит название «изразец» (изрезанный).

В дальнейшем это слово распространилось и на древнерусские расписные изразцы, имеющие на обратной стороне коробчатый выступ — румпу — для лучшего крепления к стене или печи. Еще одно название — абраща́тый (резной, от абрис).

Изразцовое искусство восходит к строительным приемам Древнего Египта и Месопотамии. Самая древняя форма облицовочной керамики — глазурованные «гвозди» в глинобитной стене, разноцветные шляпки которых создают на поверхности зигзагообразный узор (2-я пол. 4 тыс. до н. э.). В Вавилоне глиняные стены облицовывали для прочности и красоты глазурованными кирпичами.

Керамические плитки использовали в архитектуре Византии, Равенны. Из Византии искусство облицовочной керамики перенесено на Русь — в Киев, Владимир. Яркие, «поливные» полихромные изразцы — непременная принадлежность архитектуры Персии, Турции, стран Средней Азии XIII—XVI вв. В искусстве Магриба (арабского Запада) и в испано-мавританской архитектуре глазурованные плитки называли зилли́дж.

Традиционный потругальский азулежу, ведущий свою историю из глубины XV столетия, представлял собой расписные плитки из обожженной глины преимущественно квадратной формы с характерным для мусульманской традиции орнаментом в виде звезд. С XVI века португальцы переняли у итальянцев технику майолики с нанесением красок на покрытую цинковой глазурью поверхность. К середине XVII века этот старинный облицовочный материал оказался под сильным влиянием голландской производственной культуры, и именно в этот период плитки азулежу приобрели современный вид — контраст белого и кобальтовой сини, а в качестве сюжета стали использоваться самые разные жанровые композиции.

Архитектурная терракота XIII–XIV вв. и в готической архитектуре, и в переходный период от готики к Ренессансу широко применялась в Западной Европе, и особенно в Италии. Строительство многих русских памятников конца XV–XVI вв., украшенных поясами из терракотовых плит, связано с деятельностью итальянских архитекторов, определивших стилистику орнаментов терракотовых фризов, новизну ренессансныхd dмотивов – это пальметты, крины-трилистники, стилизованные дельфины, профильные терракотовые детали: каблучки и полочки, украшенные акантом, овами, бусами, зубчиками.

В Европе изразцы известны с 8 века. В средние века ими облицовывались только дворцы и храмы, однако период наибольшего признания и применения изразцов выпал на 17-18 века. В средневековой Европе глиняные изразцы не покрывали глазурью, но в 14-15 веках с Востока была завезены цветные эмали-глазури и фарфор, ставшие прогрессом в изготовлении изразцов. В наше время (особенно в нынешнем десятилетии) изразцовые камины и печи вновь стали очень популярны и вошли в моду, переживая свой второй золотой век, с появлением новейших технологий опираясь на старые традиции.

Поливные изразцы, в том числе и многоцветные (так называемые ценинные) можно называть другим термином — майолика. Происхождение слова “изразец” до сих пор не совсем ясно. Оно похоже на слово “образец” и могло обозначать определенный рисунок, орнамент (во многих диалектах русского языка слово “изразец” действительно имеет близкий смысл: “выкройка”, “образчик”). В средневековой Европе центром производства изразцов стала Германия, оттуда они с 13 века распространились по всей Европе. По-видимому, изразцы произошли от коротких керамических труб горшковидной формы, из которых выкладывали куполообразные своды печей. Изразцы время от времени попадали и на Русь, в том числе и в Москву.

Русский изразец – знаковое явление культуры позднего русского Средневековья. Сам по себе этот невеликий предмет архитектурной пластики (со стороной примерно от 15 до 30 см), не выдержит сравнения с монументальной архитектурой по своей концептуальной значимости.

Но, будучи первоначально элементом архитектоники фасада, он возник как одно из средств выражения художественно- эстетической идеи, традиции понимания в Древней Руси красоты как божественной “благости”, так как считалось, что земная красота, выраженная в украшении храма, «есть отражение небесной красоты, истины и святости».

В храмах Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода все плоскости стен были покрыты белокаменной резьбой. Наследием этого великолепия в раннемосковских храмах остался белокаменный резной фриз. Резьба по камню была весьма трудоемкой и длительной работой. Знакомство с технологией изготовления кирпича в XV в. создавало условия для расцвета нового вида архитектурного декора – терракотовых плит. Возможность за короткое время оттиснуть в резной форме и обжечь серию повторяющихся элементов не только сокращала срок выполнения декора, но и позволяла значительно улучшить его художественные достоинства.

Строго говоря, терракотовые плиты – еще не изразцы, а их предвестники. Плоские, как кирпич, они декорированы высоким, массивным рельефом, ведь их рисунок должен быть различим с очень большого расстояния.

Архитектурная терракота XIII–XIV вв. и в готической архитектуре, и в переходный период от готики к Ренессансу широко применялась в Западной Европе, и особенно в Италии. Строительство многих русских памятников конца XV–XVI вв., украшенных поясами из терракотовых плит, связано с деятельностью итальянских архитекторов, определивших стилистику орнаментов терракотовых фризов, новизну ренессансныхd dмотивов – это пальметты, крины-трилистники, стилизованные дельфины, профильные терракотовые детали: каблучки и полочки, украшенные акантом, овами, бусами, зубчиками.

В эстетическом плане керамический архитектурный декор имел такое же важное художественное значение, как фрески или иконы. Был даже эпизод в XVI в., когда в декоре княжеских соборов (Успенском в Дмитрове и Борисоглебском в Старице) появились керамические иконы: “Распятие” в виде киота и круглый рельеф “Чудо Георгия о змие” из полихромных поливных изразцов. Предполагается, что их выполнили приглашенные керамисты-иностранцы.

Трудно установить сегодня было ли это единичным эпизодом в русской архитектуре XVI в. Но традиция украшать изразцами фасады храмов и богатых жилых строений была продолжена и развита в русской архитектуре XVII века.

Параллельно с архитектурной фасадной керамикой примерно в последней четверти XVI в. в гончарных слободах зарождалось производство печных изразцов.

Читайте так же:
Как рассчитать тротуарный кирпич

В процессе художественной эволюции в течение нескольких веков изразец постепенно утратил свое подчиненное фасадному декору положение и, приобретая все более утилитарный характер, переместился в интерьер, став исключительно принадлежностью малых форм архитектуры. Покрывая значительную площадь облицовки печей, а в поздний период еще и стен, изразец находился в состоянии перманентного развития, и на его трансформацию оказывали влияние многие аспекты. Перенос изразца с небесной высоты фризов и барабанов церковных глав на уровень человеческого взгляда решительно преобразовал качество его орнамента: уменьшились размеры, орнамент стал мельче, появились жанровые или батальные сценки, их дополнили надписи. Конструкция изразца, форма рельефа, способ отделки его поверхности, цвет поливы, виды изображений – все эти характеристики изменялись соответственно сменам стилей декоративно-прикладного искусства и форм архитектуры печей.

Своеобразная система отбора западноевропейских мотивов и их частичной переработки русскими мастерами привела к формированию устойчивых специфически русских форм орнаментов, в которых иногда зарубежные прототипы угадывались с трудом.

Процесс зарождения производства собственных изразцов в XVI веке, когда была особенно сильна роль Москвы в становлении общерусского искусства, отражает всю систему функционирования архитектурно-художественных работ и смежных с ними ремесел, происходивших на протяжении XVI–XVII вв. под руководством Приказа каменных дел. Централизованное руководство приводило не только к единообразию изразцовых изделий на весьма обширной территории Московской Руси, но и к нивелированию самобытности развитых ранее школ (например, псковской, сформировавшейся еще в XIV веке) и унификации продукции на всей территории России, что вообще позволяет определить русские изразцы XVI–XVII веков как явление московской культуры. Приказ каменных дел строго регламентировал использование рабочей силы на строительстве. Если по царскому указу начиналось крупное строительство, лучшие мастера созывались со всех городов на весь срок строительства, отказываться никто не мог. Обычай собирать мастеровых людей вместе создавал условия для взаимообмена информацией.

Возвращаясь домой, мастера привозили с собой новые веяния, технологические и орнаментальные новшества. С расцветом изразцового искусства в XVII в. в городах, где имелось кирпичное производство и велось обширное строительство, стали возникать местные изразцовые центры. Наиболее крупные из них: – Ярославль, Смоленск, Псков, Балахна, Владимир и Суздаль, Калуга и северные города – Соликамск, Великий Устюг и др. Небольшие очаги местного изразцового промысла имелись во многих крупных монастырях, иногда возникали временные мастерские, функционирующие в период крупного строительства, как, например, в Муроме в 30-е гг. XVII в.

Условия работы русских и западных керамистов сильно отличались. В Западной Европе, где была твердо устоявшаяся торгово-промышленная среда с очень большим количеством ремесленников, организованных в цехи, на художественный процесс оказывала воздействие конкуренция. В каждом городе было несколько цехов, строго деливших рынки сбыта. Право торговли в своем или чужом городе регламентировалось предписаниями. Соперничество между цехами стимулировало керамистов к расширению ассортимента и обеспечивало неповторяемость изделий разных цехов.

Богатые заказчики, как правило, желали помещать свои портреты на фасадах печей, поэтому портретные изразцы имели индивидуальные формы, продукция западных цехов была столь разнообразна, что говорить о своеобразии изделий отдельных цехов вообще трудно.

Нередки случаи, когда для налаживания местного производства, для повышения квалификации местных мастеров, для выполнения большого заказа из Москвы на временную работу приезжал опытный мастер-изразечник и привозил свои изразцовые формы. Таким образом, распространение технологических приемов, иконографии орнаментов чаще всего происходило тоже централизованно, а центром была Первопрестольная. До XVII в. в России, пожалуй, не было специализированной профессиональной группы, занятой только изготовлением изразцов. Эту работу выполняли мастера Гончарной слободы: горшечники, гончары, каменщики, печники, то есть все, кто имел отношение к обжигу глиняных изделий и кирпича, ведь изразцы первоначально выпекали из той же по составу глиняной массы, что и кирпич. Промысел носил семейный характер, во дворах устраивали помещение для сушки сырых оттисков, горн для обжига, приспособления для обработки глины и пр. Эти маленькие мастерские именовались в XVII веке “заводами”.

С середины 16 века блестящую, отражающую свет поверхность архитектурной поливной керамики смогли оценить все жители города – ведь ею были украшены видимые издалека шатры собора Покрова на рву на Красной площади, а также не дошедшие до нашего времени кремлевские постройки.В России изразцы с 16 в. применялись также для украшения фасадов (фризы, наличники, карнизы, вставки). Терракотовые рельефные изразцы, сменились на муравленные и покрываться стали прозрачной зелёной глазурью («муравой»), а со 2-й половины 17 в. — эмалями ярких контрастных цветов, что отвечало распространявшимся в архитектуре чертам декоративности. И. были главным образом с орнаментальными мотивами, а также с изобразительными. С начала 18 в. И., применяемые только для облицовки печей, — большей частью плоские с яркой многоцветной росписью, а также белые с синей росписью, навеянные голландскими образцами. С 60-х гг. 19 в. снова изготовляются полихромные И. (в «русском стиле») для наружной и внутренней отделки зданий.

В конце 19 — начале 20 вв. с распространением стиля «Модерн» появляются монохромные изразцы. с текучими переливчатыми глазурями.

Творческое объединение «Аксоль» изготавливает на заказ изразцы любой сложности.

Облицовка изразцами

Наиболее распространенной отделкой печей является облицовка их изразцами, железными футлярами и штукатуркой. Если печь не будет облицовываться, то кладка ее должна быть выложена особенно тщательно. Необлицованная поверхность печи лучше отдает тепло, чем облицованная, но внешне выглядит грубее.

Облицовка печей изразцами — наиболее гигиеничный и красивый способ отделки. Гладкая поверхность изразцового покрытия придает печи опрятный внешний вид, легко протирается, моется и не пропускает дымовых газов из печи в помещение. Теплоотдача одного квадратного метра поверхности изразцовой печи больше, чем у других печей, так как на изразцовой печи нет пыли. Изразцовая облицовка требует особой тщательности, высокой квалификации мастера и, кроме того, она самая дорогая из всех видов отделки.

Работа по облицовке печей начинается с сортировки изразцов по форме и цвету. Сначала отбираются изразцы правильной формы без видимых недостатков: наплывов, наружных и внутренних трещин (при ударе изразец дает чистый, высокий звук).

Затем изразцы сортируются по оттенкам, так как отдельные образцы даже одной партии могут иметь заметную разницу в цвете. Чтобы добиться ровного тона поверхности печи, следует зеркала (отдельные стороны) выкладывать всухую, на полу, подбирая изразцы по цвету. Примеры изразцовых печей, сложенных с подбором и случайно (без предварительного подбора), показаны на рис. 116.

Рис. 116. Облицовка печи изразцами.
Рис. 116. Облицовка печи изразцами.

После того, как изразцы подобраны, и х обрабатывают. Обработка состоит в том, что кромки изразцов надо обрубить или обтесать, а затем отшлифовать. Обрубать следует по шаблону — аккуратно обработанному изразцу.

Печник держит изразец на коленях и ударами крупным железным бойком по ножу обрубает его. Нож надо установить на заранее отмеченную черту на наружной поверхности изразца и крепко прижать левой рукой, а правой — сильно ударить бойком, чтобы отколоть требуемый кусок с одного раза. Если надо отрубить большой кусок изразца или разрубить его пополам, то лучше пользоваться не ножом, а проволокой, т. е. перепилить.

Читайте так же:
Кирпич для йоги reebok

Для этого сложенную вдвое железную проволоку прикрепляют к стене или столбу на высоте около 1,6 м. Другой конец прикрепляют к палке (вращая которую, скручивают проволоку). Садясь на. палку и отодвигаясь от стены, печник натягивает скрученную проволоку. Изразец, глазурь которого предварительно прорублена в направлении распила, водят по проволоке (к себе и от себя) до полного перепиливания. Изразец надо держать глазурью к себе, чтобы следить за направлением распиловки.

Изразец разрезается, когда печник ведет его к себе (рабочий ход) и в это время глазурь надо прижимать к поверхно сти. Если мы сделаем наоборот — повернем к себе рамку изразца, то при резании глазурь будет отдираться от тела изразца. После распиловки, рубки или обтески изразцы шлифуют или притирают их края на точильном камне.

Точильный -камень кладется плашмя сбоку мастера, который, держа изразец обеими руками глазурью к себе, ставит его обрабатываемой кромкой на камень. Шлифовка производится плавными круговыми дви-жениями. Поверхность шлифовального камня должна быть ровной.

Для этого необходимо водить изразец по всей поверхности камня, а не в одном и том же направлении. Притирать кромки -можно и кирпичом. Для этого изразец, кладется так, чтобы обрабатываемая кромка приходилась справа. Держа кирпич в правой руке, печник обрабатывает им кромку изразца, делая шлифовку в косом направлении, т. е. двигая кирпич сверху вниз вдоль кромки.

Рис. 117. Отсека кромки изразца
Рис. 117. Отсека кромки изразца

Во время притирки надо следить за тем, чтобы в горизонтальных кромках глазурь была чуть сточена и изразцы при установке в стенки опирались друг на друга ребром кромки, а не глазурованной поверхностью. На рис. 117 показана кромка изразца до и после отески и притирки. Ребро отесанной кромки отмечено буквой А.

Рис. 118. Крепление изразцов
Рис. 118. Крепление изразцов: 1 — штырь; 2 — мочка; 3 — скобы (клямеры).

Установку каждого ряда начинают с угловых изразцов (рис. 118), предварительно смоченных в воде. Устанавливая изразцы под румпу, надо подкладывать густой раствор. Затем, поддерживая изразцы одной рукой, другой вводят раствор в промежутки между румпами и вдавливают (для укрепления) в раствор куски кирпичного щебня. После этого изразцы крепят.

Через верхнее и нижнее отверстие в кромки румпы продевают штыри 1 из 4—5-лш железной проволоки, верхний конец которой загибается, чтобы штырь не проскочил вниз. Штыри связываются между собой печной проволокой. Отдельные проволочки—мочки 2, обернутые вокруг штырей, заделываются в кладку для укрепления. Для большей прочности ребра румп изразцов скрепляются скобами-клямерами 3.

И только после того, как уложен ряд изразцов, можно приступать к кирпичной кладке. Облицовывая печь, необходимо постоянно следить за правильностью установки изразцов по правилу, уровню и веску. Особое внимание следует обращать на швы.

Горизонтальные швы должны быть толщиной не более 2 мм, а вертикальные— всего около 1 мм, т. е. почти незаметными снаружи. Швы расшиваются алебастровым раствором. Вертикальные швы могут быть сделаны вразбежку или сплошными сверху донизу.

Облицовка печей изразцами: правильный выбор и облицовка

Облицовка камина изразцами

Облицовка камина изразцами – это лучший из вариантов облицовки. Цена выполнения работы достаточно высокая, это связано с ее большой трудоемкостью. Изразцами облицовка камина может быть сделана полностью своими руками.
В этой статье будет рассказано о том, каким образом укладывают изразцы при облицовке камина и как облицовка каминов изразцами делается правильно. Так же будет предложена инструкция по выполнению отделки.
До того как приступить к работе, следует изучить фото и видео по теме, выбрать дизайн будущей конструкции.

Причина, по которой выбирают изразцы

В торговой сети имеется много материалов для отделки, временами покупателю трудно сделать правильный выбор. До того как предпочесть тот или иной материал, узнайте, чем они выделяются среди иных материалов для облицовки.
Итак:

  • Облицовка камина изразцами достаточно быстро нагревается и долго держит тепло. Это его главное достоинство. По этой причине, если ваш дом не отапливается постоянно, такая отделка подойдет лучше всего.
  • Облицовка изразцами каминов служит долго – несколько десятков лет. Кроме того, материал является экологически чистым, он не распространяет при нагревании вредные запахи.
  • Этот материал подходит для тех помещений, где нет постоянного отопления. Он отлично приспособлен к повышенной влажности и перепадам температуры.
    Можно, к тому же, использовать любое топливо, повышенная температура не навредит деталям отделки. изразцами способна придать конструкции дополнительную надежность. Изразцы – материал вполне прочный.
  • Можно закрыть все дефекты конструкции.

Выполнение работы

Сам процесс выполнения работы кропотливый, но не сложный. Необходимо всё делать достаточно правильно и точно.
Данная работа выполняется в несколько этапов:

  • Подготовка поверхности, от этого будет зависеть качество крепления и долговечность конструкции;
  • Подгонка изразцов, которая должна выполняться качественно. Помните, что отклонение в один мм на протяжении нескольких рядов может существенно исказить всю плоскость;
  • Подготовка раствора, от этого будет полностью зависеть качество сцепления;
  • Правильная установка.

Выбираем виды изразцов

Для облицовки камина используют разные формы и виды изразцов. До начала работы следует правильно рассчитать количество материала и затем покупать изразцы.
В чем отличие этого материала, мы рассмотрим подробнее. Это понадобится для расчета необходимого количества изразцов для работы.

Правильно выбираем изразцы

  • Для облицовки камина применяют особые угловые изразцы.
  • Для облицовки плоскости камина используют изразцы плоские, они наилучшим образом подойдут для этого.
  • Чтобы отделать выпуклости и острые углы, применяют фасонные изразцы.
  • Нижняя часть камина отделывается цокольными изразцами, которые изготавливают как плинтус, они подчеркнут низ конструкции.

Обычный набор изразцов выглядит так:

  • 20/20 см либо 22/22 см для квадратного изделия;
  • 20,5Х13 см подойдет для прямоугольной конструкции;
  • для всех видов используется толщина в 5 мм.

Кроме того не стоит упускать из вида и другие элементы: полку, венец, отделочную лепнину, всевозможные полосы, чтобы украсить плоскость.

Подготовка поверхности

Отделку камина изразцами производят на качественную поверхность, которую следует заранее подготовить. Это определит надежность крепления и срок службы сооружения.
Итак:

  • Осмотрите плоскость и очистите ее поверхность от старой отделки. С этой целью используется щетка по металлу. Старайтесь удалить все.
  • Затем углубляем швы. Это позволит осуществить соединение поверхности с раствором качественным образом. Производим углубление на 1 см и с этой целью используем молоток и зубило.
  • После на плоскость навешиваем строительную сетку, которая обеспечит плоскости дополнительный уровень жесткости. С этой целью загоняем в шов гвозди.
    В том случае, когда кладка крепкая, применяют перфоратор. Следует сделать отверстия, куда потом необходимо ввернуть саморезы, только вворачивайте их не до конца.
  • Можно наносить на поверхность грунтовочный слой. Грунтовка поможет хорошему сцеплению поверхностей. Используем для этого пульверизатор, либо кисть.
  • Затем навешиваем строительную сетку. Имейте в виду, что при ее установке необходимо надеть шайбы на шляпки саморезов, они удержат сетку.
  • Теперь возьмите уровень и отвес и определите ровность отделки. Не забудьте установить маячки, которые обеспечат ориентирование в процессе проведения работы.
Читайте так же:
Как правильно заделывать швы между кирпичами

Подготовка раствора

Облицовка камина изразцами осуществляется на правильно приготовленный раствор. Используют два вида раствора: глиняный и цементный.
Применяют и первый, и второй вариант. Однако нужно иметь в виду, что самой долговечной и теплоемкой станет конструкция с использованием смеси из глины.

Глиняный раствор

Этот материал необходимо приготовить правильно, только в этом случае он оправдает потраченные силы. Сначала покупаем нужный объем глины.
Итак:

  • До приготовления пропускаем глину сквозь сито, чтобы избавиться от камней и сгустков. Изразцы небольшой формы, поэтому для их правильного размещения необходимо приготовить раствор без камней и сгустков.
  • Затем определяем количество песка, который понадобится добавить. С этой целью нам нужно определить жирность глины. Сделаем десять шариков размером в один сантиметр, добавляя в них песок в разной пропорции.

Внимание: Зафиксируйте в каком из шариков какое количество песка, поскольку потом вы можете просто это забыть. Для приготовления качественной смеси лучше использовать горный песок, а не речной, так как он дает меньшую усадку, он будет крепче, когда высохнет.

  • Когда шарики полностью высохнут, уроните их на твердую поверхность с метровой высоты. Шарик, который не деформируется и не разобьется, приготовлен из правильного раствора.
  • Затем берите глину и заливайте ее на сутки водой, чтобы она прокисла и настоялась. В течение суток смесь станет нужной эластичности.
  • Потом добавляем в нее песок. У вас должна получиться жидкая смесь, имеющая состав как у густой сметаны и обладающая необходимой эластичностью.

Внимание: Если вы намерены топить камин твердым топливом, то в состав смеси добавьте шамотного порошка – около десяти процентов. Данный материал существенно улучшит показатели раствора, что позволит использовать абсолютно любой вид топлива. Если вы этого не сделаете, то спустя некоторое время могут появиться трещины по швам конструкции .

Раствор цемента

Можно использовать и раствор цемента. Однако в этом случае нельзя будет часто пользоваться углем при топке камина. Этот состав выдерживает температуру, но срок его службы будет меньшим, чем в первом варианте.
Итак:

  • Для начала следует засыпать цемент для замеса в емкость.
  • Затем добавить в раствор песок – для М 300 используем соотношение один к трем.
  • Перемешайте раствор для обеспечения однородности состава.
  • Добавляйте воду, перемешивая при этом. Для полной однородности состава используйте дрель с насадкой. Это позволит сделать цементный раствор совсем однородным.

Внимание: При данном растворе усадка происходит достаточно быстро. Чтобы этого не произошло, добавляйте в состав раствора щепоть любого порошка для стирки. Это позволит сделать его более эластичным, и он будет садиться не так быстро.

Отделка изразцами

Для облицовки камина изразцами существуют определенные правила, которым нужно следовать, если вы намерены выполнить работу качественно. У изразца с обратной стороны имеется полость, именуемая румпой.
Во время крепления она должна целиком заполниться раствором, чтобы не осталось пузырьков воздуха.

Изразец

  • Вначале выложите изразцы на полу, чтобы рассчитать количество материала и установить их правильно.
  • Затем замачиваем изразцы в воде. Многие считают, что это не обязательно делать. Данное мнение ошибочно.
    В том случае, если вы отделываете действующий камин, то можно производить кладку на сухой материал, не замачивая его. Если вы планируете использовать твердое топливо, это следует сделать обязательно.
    Объясним: глина – природный материал также как и изразцы. Высыхая после намачивания, сцепление материалов происходит лучше, влага должна присутствовать и в смеси, и в материале.
  • Не наносите раствор на изразцы, если вы заранее не померили его в сухом виде, мерить нужно не одну деталь, а просмотреть, как поместить весь ряд и старательно подогнать все элементы.
  • Крепление начинаем делать от угла конструкции. Установив угловые элементы, проводим линию, которую проверяем с помощью уровня. Линия должна быть размещена правильно.
    Разметка – главное в отделке изразцами. Если ряд будет выложен неправильным образом, то и вся плоскость будет размещена не в правильной геометрической плоскости. Необходимо следить за этим на всех этапах крепления.
  • Затем возьмем изразцы. Их следует примерить, подогнать. Наносим раствор вокруг румпы, при этом смотрим, чтобы не образовывались воздушные карманы.

Внимание: Если будете наносить смесь толщиной больше двух сантиметров, то добавьте в него мелкий кирпичный бой. Это улучшит качество материала. Но не применяйте бой кирпича силикатного. Это только все испортит.

  • Вставьте в отверстия румпы вертикально металлические штыри. Загните верхние края штырей, чтобы улучшить качество сцепления поверхностей.

Крепим изразцы при помощи металлических штырей

  • Прикрутите к краям штырей проволоку, закрепите ее к саморезам в кладке и к сетке.

Внимание: Лучше изразцы устанавливать во время самой кладки, и тогда штыри закрепляются в кладку. Мы говорим о том, как облицевать уже имеющийся камин. Некоторые считают, что это сделать сложно, и с такой задачей может справиться лишь специалист. Но мы на практике доказываем обратное.

  • Если вы делаете кладку, то можно проволоку скрутить в косичку и закрепить в кладку. Во время облицовки печки проволоку крепим к установленной сетке. Крепление должно быть качественным.

Схема установки изразца

  • Установив румпы, закрепите их между собой с помощью скоты из стали. Крепление осуществляется и горизонтально, и вертикально.
  • Затем целиком заполните вокруг румпы пространство.
  • Теперь можно производить полную облицовку камина этим методом.
  • При креплении избегайте швов, в особенности вертикальных, поскольку они ослабляют конструкцию.
  • Если вы не можете сделать плоскость бесшовной, то это значит, что вам просто лень делать подгонку каждой детали, тогда не выполняйте их шире 1 мм для вертикальных швов и не более 3 мм – для горизонтальных.

Облицовку камина изразцами производим до самого конца. Некоторые рекомендуют замазывать швы гипсом. Однако на практике доказано, что этого лучше не делать.
Подобная отделка достаточно быстро осыпается. Разная по составу масса плохо закрепляется друг к другу.
По этой причине, если у вас есть желание поменять цвет, можно добавить в раствор из глины краситель. Не стоит портить всю отделку.
Теперь вы понимаете, что вам по силам сделать все. Самое главное – это не спешить и выполнить правильно и тщательно подгонку всех элементов конструкции.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector