Raimondirus.ru

RAiMONDI
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить качество грунта на холсте для живописи

Как проверить качество грунта на холсте для живописи

Как проверить качество грунта на холсте для живописи

Худож­ни­ки, осо­бен­но начи­на­ю­щие, при покуп­ке натя­ну­то­го на под­рам­ник и загрун­то­ван­но­го хол­ста часто зада­ют­ся вопро­сом. Каче­ствен­ный ли грунт на хол­сте, кото­рый они поку­па­ют. И если каче­ство само­го полот­на еще мож­но оце­нить визу­аль­но. То воз­ни­ка­ет вопрос, как про­ве­рить каче­ство нане­сен­но­го на холст грун­та. Его состо­я­ние при про­стом осмот­ре опре­де­лить быва­ет часто невозможно.

Использование льняного масла для проверки качества загрунтованного холста для живописи

В этой ста­тье мы рас­смот­рим: как быст­ро про­ве­рить каче­ство грун­та на хол­сте для живо­пи­си. Про­фес­си­о­наль­ные худож­ни­ки, обыч­но сами натя­ги­ва­ют холст на под­рам­ник под необ­хо­ди­мый раз­мер кар­ти­ны. Они исполь­зу­ют уже загрун­то­ван­ное полот­но или же нано­сят грунт сами, после закреп­ле­ния тка­ни на подрамник.

Купленный загрунтованный холст перед проверкой на качество грунта

Перед тем как при­сту­пать к созда­нию кар­ти­ны, вы може­те сами про­ве­рить насколь­ко каче­стве­нен нане­сен­ный грунт на холст. Для это­го берем натя­ну­тое и загрун­то­ван­ное полот­но и нано­сим на него широ­кой кистью льня­ное мас­ло для живописи.

Нанесение льняного масла на холст для проверки его качества

Если загрун­то­ван­ное полот­но хоро­ше­го каче­ства, то ниче­го не изме­нит­ся. Весь холст будет белым и рав­но­мер­но покрыт тон­ким сло­ем льня­но­го мас­ла. Если же каче­ство грун­та на хол­сте пло­хое. То через какое-то вре­мя на загрун­то­ван­ном полотне, нач­нут появ­лять­ся тем­ные пят­на. В резуль­та­те, при исполь­зо­ва­нии полот­на с нека­че­ствен­ным грун­том, гото­вая кар­ти­на будет с частич­ным отсут­стви­ем блес­ка. При­чем мато­вые части будут в тех местах, где про­яви­лись тем­ные пят­на. Так как тут будет про­ис­хо­дить интен­сив­ное впи­ты­ва­ние полот­ном льня­но­го мас­ла из крас­ки. Дан­ный дефект, порой окон­ча­тель­но, не уда­ет­ся испра­вить даже при помо­щи покрыв­ных лаков для живописи.

Масло через многочисленные поры и трещины в грунте начинает проникать в холст

На фото пред­став­ле­ны два полот­на натя­ну­тых на под­рам­ник с уже нане­сен­ным на них льня­ным мас­лом. Сле­ва немец­кий льня­ной загрун­то­ван­ный холст мел­ко­го зер­на. Замет­но, что на нем нет даже наме­ка на повре­жде­ние или дефек­ты грунта.

Сравнение качества двух загрунтованных холстов после нанесения льняного масла

Спра­ва льня­ной загрун­то­ван­ный холст на под­рам­ни­ке, куп­лен­ный в одном из худо­же­ствен­ных мага­зи­нов Моск­вы. Мы видим мно­го­чис­лен­ные пят­на — это мик­ро­тре­щи­ны через кото­рые льня­ное мас­ло про­шло через грунт и впи­та­лось в само полотно.

При созда­ния сво­их про­из­ве­де­ний живо­пи­си ста­рай­тесь исполь­зо­вать льня­ные плот­на с каче­ствен­ным грун­том.

Как сделать холст для рисования

картина на холсте

Кто решил начать писать картины, чувствуя в себе потенциал зарождающегося художника, должен понимать, что это беспрерывный труд, результат которого может как удовлетворить, так и нет. Но начинать писать никогда не поздно! Верьте в свои силы, и удача не заставит себя ждать.

Если вы решили творить будущий шедевр маслом, надо правильно подготовиться.

Прежде всего, запомните, основа масляных работ – холст. Нельзя писать картины маслом на ватмане, картоне или другом материале.

Первый этап – подготовка холста

Так как в основе масляных красок есть масло, что понятно из названия, лучшей тканью для холста будет лен или пенька. Ткань должна быть зернистой фактуры, чтобы краски лучше ложились.

Если вы решили взять за основу холста мешковину, выбирайте разреженную, чистую, без помарок, с четко выраженной рельефной фактурой. Можно иметь и несколько видов холстов, чтобы «почувствовать разницу».

Второй этап – натяжка холста

натяжка холста

Для этого нужен подрамник. Во время работы холст должен приятно пружинить, не терять своей упругости. Подрамники бывают модульные и глухие. У модульных подрамников углы жестко не скреплены, что позволяет в домашних условиях исправить провисание картины. У глухих же подрамников углы жестко соединены и в случае провисания холста, надо делать перетяжку. Здесь справится только специалист.

Если подрамник будет сделан неправильно, с дефектом, то холст не будет натянуть должным образом, что приведет к разрушению грунта и живописного слоя картины.

Обратите внимание, что необработанный грунтовкой холст нельзя сильно натягивать, в дальнейшем он растянется и его надо будет окончательно закрепить путем подбивания клиньев по углам на модульном подрамнике. На глухом же подрамнике надо закреплять предварительно загрунтованный холст.

Читайте так же:
Живопись маслом грунтовка дерева

Для предотвращения гниения и для защиты от влажности протрите подрамник олифой, обрабатывая все грани, кроме той, которая примыкает к картине.

Третий этап – проклейка холста

проклейка холста

Когда клей немного остынет, нанесите его с помощью щетки на холст. Много клея не берите, наносите равномерно. При помощи шпателя снимите излишки клея, он должен лишь закрывать щели в холсте. Через сутки, после полного высыхания клея, прошкурите поверхность холста мелкой наждачной бумагой или пемзой. Потом повторите проклейку.

Для второй проклейки клей должен быть более жидким, но, опять же, не горячим.

После удалите излишки шпателем. Если все прошло без ошибок, то третьей проклейки не понадобиться.

Завершающий этап – грунтовка

грунтовка холста

На не загрунтованном холсте писать масляными красками нельзя, не будет связывающего звена между холстом и краской.

Грунт бывает клеевой, эмульсионный, масляный, акриловый. У каждого вида есть свои достоинства и недостатки.

Главное, что надо помнить, чтобы грунт был белым, без пятен. Для этого во время приготовления грунтовки добавляется мел или белила.

Количество слоев грунтовки может быть любое, при этом должно получиться ровное, гладкое покрытие. Грунт тоже наносится в жидком виде, тонким слоем. Излишек грунта снимите шпателем. Дайте сутки, чтобы грунт высох. Только не ставьте холст на сквозняке, это вредит правильной просушке.

Подготовка холста требует времени и внимания. Когда все будет готово, можете смело приступать к творчеству.

Ещё раз о грунтовках, работе пастелью, приёмах в разных изобразительныхь техниках и процессе

В результатах прошедшего «Рисовального флешмоба» я уже показывала рисунок шишки протеи. Теперь все, кому интересно, как именно она создавалась, могут посмотреть видео процесса на моём канале на Ютюбе. Не говорю:»Подписывайтесь!» Смотрите сами, как вам удобно — смотреть здесь (а я буду изредка дублировать фильмы в постах) или там.

Cейчас работаю над тем, чтобы, как меня многие просили, записывать звуковые комментарии к работам на русском языке с английскими титрами. А пока в видео моих процессов можно увидеть всплывающие комментарии на важных этапах создания работы: контурный рисунок стирающимся цветным карандашом, заливка фона гуашью, заливка основных объектов акварелью, проработка деталей пастелью и мягкими цветными карандашами. Напомню, что мой канал на YouTube с уроками для начинающих (2 штуки) и видео процесса создания моих работ (уже 8 штук) можно найти по этой ссылке: www.youtube.com/c/NatalieRatkovski

Меня уже несколько раз спросили, зачем я грунтую бумагу. Вообще в смешанной технике можно совершенно спокойно работать на цветном картоне (как я это делала в студенчестве — примеры в книге «Профессия — иллюстратор»). В графических работах я использую приём из масляной живописи, который называют сквозным письмом.

Что это такое? Это когда сначала создаётся имприматура (итал. imprimatura — первый слой краски) — цветная тонировка поверхности уже готового белого грунта, затем подмалёвок (как правило одним цветом с бликами и свето-тенью) — первый живописный слой, сделанный по грунту. В масле этому слою дают хорошенько просохнуть, а потом уже поверх первого тонкого живописного слоя придают всей работе необходимый цвет полупрозрачными цветными лессировками. Однако и цвет имприматуры, и цвет подмалёвка всё равно струится через слои и задаёт общий тон всей работе. Хотите, чтобы работа светилась золотыми оттенками жёлтого — используйте жёлтую имприматуру. Хотите роковых цветов красного и лилового — грунтуйте соответственно.

Так как у меня всё-таки не масло, а графическая работа, то подмалёвок у меня цветной акварельный (цветом самих предметов). Но имприматура — цвет фона — всё равно просвечивает через лессировки акварелью и карандашами. Сквозит через них, так сказать.

Если вы обратили внимание, в моих работах преобладают 2 основных цвета имприматуры — голубой и бежевый. Как я уже сказала выше, цвет фона объединяет всю работу по тональности. Но почему именно эти два? Я их подобрала для себя опытным путём. Если я работаю днём, то у меня в студии холодный свет, а значит голубой фон бумаги подходит больше для моих целей. Если я точно знаю, что буду работать вечером, то и освещение у меня будет более тёплое, жёлтое (искусственное), а значит и модели (а я рисую с натуры), будут скорее желтоватыми. В таких случаях бежевый фон подходит при вечерних сеансах рисования для моих целей лучше. Вы должны решить для себя сами, какой цвет фона подходит именно вам. Здесь нет строгих правил. Вы должны просто понимать, чего именно добиваетесь своей работой — какого эффекта. Например, если я еду на пленэр, то сразу соображаю, какие цвета имприматуры мне могут подойти. Поэтому беру с собой на всякий случай грунтованные листы самых разных оттенков, но в основном синего и жёлто-оранжевого. Для рисунков ночью стараюсь использовать и более тёмный фон. Но это мне так удобно. Если вам удобно работать на белом, контрастном фоне — никто не может вам этого запретить.

Читайте так же:
Как действует грунтовка глубокого проникновения

Пометка на полях. Если вы работаете только сухой пастелью, у различных производителей есть уже готовая цветная бумага с шершавой поверхностью. В студенчестве мне очень нравилась кэнсоновская серая бумага Энгр (Ingres pastel paper Сanson). В основном потому, что она была достаточно качественная и доступная по цене, но плотность у неё всего 100g/m2. Это чуть толще принтерного листа (80-90g/m2). Сейчас я пользуюсь их же цветной бумагой для пастели Canson Mi-Teintes. У неё плотность повыше — 160g/m2 и она есть разных цветов. Я беру для себя их бумагу бежевых и серых оттенков.

Кстати, я очень часто, порою неосознанно, притаскиваю в работу в смешанной технике приёмы из других областей. Например, когда я заливаю фон белой гуашью, а потом добавляю в него какие-то оттенки, я, как в масле, растушёвываю ещё свежие гуашевые мазки сухой плоской кистью. Получаются очень равномерные растяжки цвета. Так же в смешанной технике я использую гелевые ручки (белую и цветные). Но только там, где нужно очень лаконично поставить самый яркий или самый тёмный штрих. Гелевые ручки прекрасно ложатся поверх многослойного добра на бумаге.

Вторая причина, почему я стараюсь в последнее время грунтовать бумагу — шершавая поверхность. Читатели сообщества art_expiration ещё наверняка помнят, что я ещё лет 10 назад советовала использовать гессо для корректур в арт-буках. (В одним из первых постов о материалах для артбуков гессо стоит под номером 11 вот здесь.) Потому что по слою гессо можно было очень легко рисовать любыми материалами, клеить и видоизменять коллажи. Дело тут именно в поверхности, которую создаёт гессо — приятная и слегка шершавая на ощупь.

У меня уже несколько раз спрашивали, можно ли использовать русскую грунтовку гессо под названием «Сонет». Увы, я не знаю, потому что никогда не пользовалась ею. Но по отзывам тех, кто пробовал, мне стало понятно, что она какая-то скользкая. А значит это скорее всего самая обычная водоэмульсионная грунтовка. Для пастели, которую я использую в своей смешанной технике, нужна поверхность как мелкая наждачная бумага, чтобы пигменты ложились ровно и не осыпались с поверхности бумаги. Если вы углубитесь в технику работы пастелью, то без труда встретите уроки о рисовании на наждачной бумаге.

Как правило, речь о наждачке на бумажной основе с мелкой зернистостью (около P600), которая часто продается листами 230х280мм. Грунтовка гессо (итал. gesso — мел) создаёт как раз шершавую, но ещё более нежную поверхность, чем мелкозернистая наждачная бумага. Повторюсь, по гессо можно работать любыми материалами, включая акварель, гуашь, темперу и пр. Только не ожидайте, что грунтованные гессо-листы — это альтернатива акварельной бумаге. Помните, что это мел. Он принимает акварель, но ведёт себя совершенно иначе, чем хорошая, качественная акварельная бумага. Там и другая впитываемость, и другая растекаемость, и совершенно другой конечный результат. О различных типах грунтовки, которыми я пользуюсь для своих работ и в блокнотах, можно прочесть здесь: О грунтовках в блокноте. Кстати, по тегу materilas в моём журнале можно найти подробные статьи об используемых мною материалах. В работе, которую можно увидеть в видео выше, я использовала плотную бумагу для акрила (300g/m2) марки Hahnemühle, которую отгрунтовала тёмно-бежевой смесью гессо и ореховой туши.

Читайте так же:
Зависимость крутизны откосов от вида грунта

Если у вас после просмотра возникли какие-то вопросы — вы можете их написать здесь же в комментариях к посту. Я, по мере возможности, отвечу на все. Нескучной вам недели!

Полный гид по рисованию на холсте для начинающих художников

Если вы ранее рисовали только в скетчбуке или на бумаге, переход на холст может показаться пугающе сложным. В этой статье вы найдете всю необходимую информацию о живописи на холсте. Начиная с инвентаря и заканчивая подготовкой поверхности перед рисованием.

Холст является наилучшим другом художника и предлагает множество преимуществ по сравнению с бумагой. К примеру, холст намного более долговечен и может гарантировать сохранность вашей работы на многие годы. Хотя бы поэтому стоит попробовать научиться работать с холстом.

Какими бывают холсты

На протяжении веков картины маслом выполнялись на специально подготовленных деревянных панелях. Этот материал обеспечивал отличную жесткую поверхность, но время и влияние окружающей среды могли вызвать растрескивание и деформацию рисунка. Их также было тяжело перевозить. Вскоре легкий холст на подрамнике стал выбором номер один для художников.

Доступны холсты с разными покрытиями по разным ценам (Фото предоставлено Arteza).

Зайдите в любой художественный магазин, и вы найдете самые распространенные холсты, сделанные из хлопковой ткани и каркаса. Их стоимость зависит от использованного материала и покрытия холста. В основном, самые дешевые холсты выполнены из хлопка и покрыты полиакрилами. А льняной, покрытый масляным грунтом холст, будет стоить на порядок дороже.

Какой холст приобрести?

При выборе холста помните, что вы получаете то, за что платите. Льняная ткань является более упругим материалом. Также она обладает более четкой текстурой, что позволяет делать более текстурные мазки. Однако, если вы только начинаете рисовать на холсте, имеет смысл выбрать более дешевый хлопковый холст. Более того, вы всегда можете улучшить хлопковое полотно, повторно покрыв его масляной грунтовкой.

Альтернативы холсту

Холсты на картоне отлично подходит для обучения, они менее громоздкие и не склонны к деформации. Как следует из названия, они делаются путем приклеивания грунтованного полотна к картону. Поэтому, как правило, их текстура отлично подходит для демонстрации мазков кисти.

Удобный и легкий холст (Изображение предоставлено Ampersand)

Металл может быть отличной альтернативой дереву, так как он чрезвычайно гладкий. А также он легкий, не пористый и не гниет. Медь – наиболее подходящий материал, но алюминий тоже хорош. Опять же, нужно по-прежнему обрабатывать поверхность качественной масляной грунтовкой, чтобы краска хорошо держалась.

Пористые и непористые грунтовки

Какой бы холст вы не выбрали, его нужно покрыть грунтовкой. Грунтованные полотна можно разделить на два вида, пористый и непористый.

Акриловая грунтовка сделает холст пористым, а масляный грунт – наоборот. Основной принцип заключается в том, что пористая грунтованная подложка позволяет краске высыхать быстрее, поскольку вода, содержащаяся в краске, впитывается в холст. В этом случае с непористым грунтом, краска долго высыхает естественным путем за счет испарения воды.

Читайте так же:
Как выбрать грунтовку для кухни

Непористые грунтовки дают возможность работать над картиной дольше (Фото предоставлено Майклом Хардингом)

Основным преимуществом использования непористого грунта является то, что краска будет оставаться влажной, и это даст вам больше времени на доработку картины. Более того, масляная краска сохранит больше блеска и будет более долговечной. На пористых грунтовках краска может выглядеть мертвой и лишенной блеска. Так происходит потому, что она высыхает слишком быстро.

Как грунтовать холст

Для нанесения грунта следует использовать широкую толстую кисть. Только так вы получите ровную поверхность. Равномерно распределите грунт по всей поверхности горизонтальными мазками кисти, а затем дайте полотну высохнуть. После высыхания поверните холст на 90 градусов и повторите свои действия. По мере необходимости проделайте это еще раз.

Как подготовить свой холст

Первое что следует сделать – нанести базовый цвет на холст. Это не только избавит от пугающего белого цвета, но и добавит гармонии рисунку. Когда будете рисовать, цветной слой будет проявляться, смешиваясь с мазками и создавая визуально приятный эффект. Если вы хотите рисовать в этот же день и используете масляные краски. Также попробуйте наносить базовый цвет, слегка смешанный с небольшим количеством среды для сушки.

Грубо нанесите грунтовый цвет кистью, а затем протрите его краем кухонного полотенца. Не будьте слишком щепетильны, это не должно выглядеть идеально. Попробуйте поэкспериментировать с разноцветными базами.

Использование муштабеля

Вам не нужно много оборудования, чтобы начать рисовать на холсте. Но то, что вам нужно, стоит своих инвестиций. Муштабель – отличный инструмент для рисования на холсте. Это палка с мягким круглым наконечником. В первую очередь, он предназначен для того, чтобы дать художникам возможность опереть свою руку при работе над мелкими деталями.

Рисунок на холсте для начинающих

Итак, у вас все подготовлено, а холст загрунтован и готов к работе. Время начинать рисовать! Последующие шаги в основном зависят от того, какую краску вы используете. Мы собрали наши лучшие советы, чтобы помочь вам продолжить путешествие по холсту.

Картина маслом

Работа с маслом может показаться нелегкой. А для освоения масляной живописи требуются знания техник, которыми вы, скорее всего, еще не обладаете. Изучите эти 28 советов по рисованию масляными красками, чтобы получить необходимые знания и приступить к работе с краской. Если вы хотите освоить технику Боба Росса, которая идеально подходит для новичков, прочтите эту статью. В ней подробно описаны все необходимые материалы, и есть видеоурок.

Акриловая живопись

Акриловые краски быстро высыхают и могут использоваться как прямо из тюбика, так и с добавлением воды. И если их разбавлять, они будут похожи на акварель. После прочтения этой статьи вы с легкостью сможете работать с этой яркой и универсальной средой.

Общие советы по рисунку

Изучите статью Ошибки начинающих художников: как рисовать правдоподобно. Она поможет понять основные принципы рисования, и вам не придется переучиваться для того, чтобы рисовать правильно.

Что такое грунтовка для холста

Среднезернистый холст выполнен из 100% хлопка. Особенностью холста является покрытие черным акриловым грунтом, благодаря чему у художника появляется возможность создавать необычные эффекты в своих работах. Хлопковое волокно прочное, износостойкое, что позволяет холсту сохранить первоначальную зернистость даже после продолжительной работы. Хлопок является профессиональным материалом для живописи, не провисает на рамах подрамника. Универсальная грунтовка черного цвета подходит в первую очередь для рисования маслом и акрилом, но на нее хорошо лягут и такие краски как гуашь и темпера. Грунт нанесен в 4 слоя, в качестве проклейки использован высококачественный желатин, который нанесен в 3 слоя. Плотность материала — 386 гр/м2, размер полотна — 40х50 см.

Читайте так же:
Инструкция по применению грунтовки гф 021
Вид творчестварисованиеВозрастные ограничения3+Тип холстана подрамникеТолщина подрамника2 смМатериал холстахлопокДоп. опции холстапрогрунтованВес товара с упаковкой (г)740 гПлотность материала386 г/кв.мВысота предмета50 смШирина предмета40 смШирина упаковки40 смВысота упаковки50 смГлубина упаковки2 смСтрана производстваРоссияКомплектацияхолст

Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от продавца

«Музей доброго человека». Хранит воспоминания о художнике Андрее Поздееве

– Действительно ли Андрей Геннадьевич часто уничтожал свои работы?

– Резал безжалостно, и не всегда плохие. Например, «Паруса» хотел сжечь. Их спасла Валентина Михайловна. Она её за шкаф спрятала и сказала: «Андрюшенька, завтра». На завтра он забыл, а через месяц работа уже не казалась ему плохой. У нас есть картина «Жарки», которую он велел моему мужу сжечь на даче, она находилась там много лет – рука не поднималась её уничтожить. Вообще, у нас очень много было картин. Особенно после смерти Андрея Геннадьевича. Ещё будучи молодым, пока силы были, он резал не нравившиеся ему работы на маленькие кусочки, а позже отдавал нам, на выброс. Когда мы позже начали их раскручивать, то увидели много ранних набросков.

Домашняя заготовка

Можно приготовить грунтовку самостоятельно, дома, из подручных средств:

Вариант 1: миксуем клей ПВА и обычную шпатлёвку до получения однородной жидкой массы.

Вариант 2: комбинируем выбранную краску с подходящим растворителем.

Во втором варианте потолки после можно и не красить, для чего наносят первым слоем сильно разведённый состав 4х1, а второй слой – 1х1. При желании можно ещё раз «пройтись» разведённой краской на третий слой, но, как правило, второго грунтованного слоя бывает вполне достаточно.

Исходя из того, какой материал использован для «изготовления» потолка, какая отделка предполагается в дальнейшем (плитка, покраска и т.д), выбираем, какая грунтовочная смесь подходит нашему потолку и приступаем к грунтованию.

Что еще вам может понадобится?

Ведро под смесь должно быть достаточно широким, чтобы валик по ширине помещался в нём полностью. Высокие потолки? – Мы запаслись удлинителем для валика – телескопической рукояткой. Кстати, валик и кисти можно заменить краскопультом.

Теперь читаем инструкцию, как наносить грунтовку на потолок:

  1. Разведём грунтовку так, как прописано у изготовителя. Грунт под водоэмульсионную краску разводим водой, остальные – подходящим растворителем. Тщательно перемешиваем.
  2. Если потолок идеально ровный и не требует минимальных дополнительных действий, то остановимся на акриловой смеси – её будет достаточно. Нанести надо тонкий слой и дать ему высохнуть.
  3. Шпаклюем стыки (если они есть) и мелкие щели акриловой же шпатлёвкой. Ждём, пока высохнет и зашкуриваем шпаклёванные места.
  4. Обязательно убираем пыль! В помощь нам – второй, выравнивающий, схватывающий мелкие частицы слой грунтовки. Грунтуйте второй слой особенно тщательно, чтобы не оставалось разводов. Валик здесь имеет неоспоримое преимущество перед кистью.
  5. Поскольку полимерная дисперсия обычных грунтовых смесей не впитывается в потолок, а лишь пропитывает верхний слой, высыхая на нём, не стоит наносить её в много слоёв, это помешает краске. Краска тоже не впитывается в грунтовку, а высыхает на ней ровным слоем.

Так сколько раз грунтовать потолок перед покраской? Достаточно дважды с разрывом в 3-4 часа после шпаклевания.

Современные грунтовки часто идут со слабым цветовым индикатором, по глубине цвета которого после нанесения легко определить, насколько равномерно покрыт потолок грунтом. Это значительно облегчит вам работу. Такой индикатор никак не влияет на адгезийность и фунгицидные свойства грунта и красок.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector