Как правильно приготовить автошпатлевку к работе
Как правильно приготовить автошпатлевку к работе
Автомобиль — неотъемлемая часть современной жизни. Но рано или поздно ремонтировать железного друга необходимо. И если с ремонтом внутренних частей большинство автовладельцев справляются сами, то внешний ремонт кузова у многих вызывает массу вопросов. Внешнему виду следует уделять особое внимание, поэтому незаменимым помощником в ремонте кузова является шпаклевка. Только какую автомобильную шпаклевку выбрать, и как проводить работы, а также, сколько все это займет времени, сколько она сохнет? Вот основные вопросы задаваемые автолюбителями.
Качество итоговой работы
- от того, какую шпатлевку вы выбираете. Они делятся на множество видов, соответственно, и цены разнятся;
- от подготовительных работ. Знайте, даже самая дорогая и качественная шпаклевка начнет трескаться, если плохо зачистить поверхность кузова перед нанесением слоя финишной смеси.
Шпаклевать автомобиль вы можете как самостоятельно, так и доверив работу профессионалам. Правда не все автосервисы добросовестно относятся к своей работе, да еще и счет выставляют за удаление небольших царапин, словно полностью отреставрировали машину.
Поэтому все чаще мелкие трещины и вмятины автомобилисты заделывают самостоятельно. Главный вопрос, интересующий всех начинающих ремонтников, сколько сохнет автомобильная шпаклевка? Если у вас мало опыта, то советуем выполнять пошаговые инструкции, которые помогут добиться качественного результата.
С чего начать кузовные работы?
Первый этап — это качественно провести зачистку поверхности, на которую будет наноситься будущая шпаклевка. Это весьма трудоемкий процесс, особенно если вы работаете с коррозией кузова. Рынок сегодня предлагает массу различных видов шпаклевочных смесей.
Удаляя все выступающие дефекты, будьте внимательны, шпаклевка ложится на идеально зачищенную поверхность без пыли. Поэтому после зачистки поверхность детали промывается и сушится.
Когда предварительные работы закончены, вам сразу видны все дефекты, которые нужно заделать. Опытные ремонтники могут определить «на глаз» какое количество шпаклевки понадобится для работы.
Если вы новичок, то лучше следовать инструкции, она прилагается к смеси. В ней прописаны пропорции, необходимые для разведения смеси.
Какую выбрать шпаклевку для автомобиля
Какая же шпаклевка лучше для автомобиля? Выбирая шпаклевочную смесь, нужно учитывать, для чего она будет использована. Само понятие шпаклевка — это быстро твердеющий материал, который бывает двух видов:
- пастообразный;
- жидкий.
Его разводят непосредственно перед нанесением. Делают это небольшими порциями, чтобы не выкидывать остатки. Ведь снова развести смесь не получится.
Шпаклевочный материал нужен для коррекции дефектов на кузове машины, которые вызваны ударом или коррозией.
Существует несколько основных видов шпаклевки, и у каждой есть свое назначение.
- заполняющая шпаклевка используется для усиления армирующей массы автомобиля. Имеет в составе крупные зерна, поэтому после нанесения в ней могут образовываться поры;
- армирующая шпаклевка имеет в составе высокий процент стекловолоконных наполнителей. Ее применяют, когда на автомобиле нужно обрабатывать большую площадь, множество вмятин, глубоких царапин, коррозийные повреждения;
- финишная паста наносится в последнюю очередь, после удаления всех выступающих дефектов и затирки грунтовой шпаклевки. В ее составе мелкие зерна, которые заделывают все поры базового слоя грунтовки;
- есть специальная пластиковая шпаклевка, предназначенная для работы с деталями автомобиля, выполненными из пластика;
- жидкая напыляемая шпаклевка применяется для исправления дефектов на большой площади. Ее специально распыляют из краскопультов в несколько слоев;
- акриловая шпаклевка используется при мелких повреждениях кузова машины. Ее наносят тонким слоем.
Поэтому прежде чем покупать акриловую смесь для заделки трещин на своем авто, определитесь с тем, какая именно вам требуется.
Разведение шпатлевки
Приготовить смесь можно на специальном «мольберте», который приобретается там же где шпаклевка. Хотя большинство используют просто несколько шпателей: большой и поменьше. На большом шпателе замешивается смесь, а малым ее наносят на кузов.
После того как вы закончили работу сразу же очистите инструменты от остатков смеси, для этого есть специальные растворители. Дайте смеси затвердеть. Сколько шпаклевка на авто сохнет, зависит от состава.
Когда в основе смеси полиэфирные компоненты, то времени на схватывание нужно 15-20 минут. Если используется эпоксидная шпаклевка, то придется подождать пол часа. Но это при температуре +20, если работы проводить в зимний период, то времени на высыхание потребуется больше.
Тщательно перемешивайте смесь, для удобства в составе специального отвердителя, прилагаемого к шпаклевке, имеются красители. И если смесь не достаточно перемешана, то образуются розоватые прожилки. На них и ориентируйтесь.
Обычно к составу прилагается специальная инструкция, в которой прописаны дозировки отвердителя. Готовая смесь застывает быстро, поэтому даже лучше разводить ее порционно, так вы минимизируете потери.
Наиболее популярным и известным строительным материалом считается щебень, который получает после дробления каменных пород. Тут вес щебня фракции 20 40.
Сегодня на рынке представлен большой выбор различных марок цемента. Здесь характеристики и особенности цемента марки М400.
Стандартный плиточный клей Юнис по праву входит в тройку самых востребованных материалов в своей сфере применения. Перейдя по ссылке ознакомитесь с клеем Юнис 2000.
Если инструкция отсутствует, то при разведении шпаклевки следует ориентироваться на пропорции: 100 частей основы — 1 часть отвердителя.
При замесе новичками часто допускаются следующие ошибки:
- в состав смеси они добавляют сразу весь отвердитель. Этого ни в коем случае нельзя делать, если вы не планируете использовать всю смесь в короткие сроки. Причина тому быстрое застывание приготовленного раствора;
- разводить уже застывшую смесь растворителем нельзя. Поступив так нанесенный после повторного разведения раствор просто слезет или весь слой покроется пузырьками и впоследствии начнет крошиться. Итог — вся работа будет загублена.
Наносите смесь сразу после разведения. Сколько сохнет автомобильная шпаклевка со стекловолокном? Для хорошей сцепки достаточно 30 минут, но многое зависит от внешних факторов: температуры и влажности.
Все работы проводить несложно, главное соблюдать правильные пропорции и тщательно зачищать поверхность перед нанесением следующего слоя.
Подробнее о том, как развести шпаклевку, смотрите на видео:
Инструкция по нанесению автомобильной шпаклевки со стекловолокном под покраску и время ее высыхания
Для проведения всех работ можно воспользоваться следующей инструкцией:
- в первую очередь, нужно хорошо зачистить место, куда будет накладываться шпаклевка. Это необходимо чтобы в будущем вся поверхность не трескалась. Особенно это касается работ при зачистке кузова от ржавчины. В качестве инструмента применяется шлифовальная машинка;
- если на кузове присутствуют сколы, то все заостренные края также нужно тщательно отшлифовать, расширив трещины, чтобы шпаклевка ложилась ровным слоем;
- после полной очистки нужно смыть с поверхности кузова всю грязи и пыли, а затем высушить. Только после этого приступать к нанесению шпаклевки;
- если вы имеете дело с удалением ржавчины, то перед тем как наложить слой шпаклевки, необходимо обработать очищенное место специальным антикоррозийным раствором;
- сколько времени понадобится для нанесения всех слоев шпаклевки зависит от серьезности повреждения кузова, а также от состава шпаклевочной смеси;
- в любом случае потребуется как минимум 4 слоя грунтовки, чтобы повысить крепость и избежать внутренних напряжений, которые приведут к образованию трещин;
- временной промежуток между наложением следующих слоем занимает от 20 до 30 минут, и зависит от состава выбранной вами шпаклевки;
- когда работа закончена на поверхность для проверки насыпают специальный проявочный порошок, которые выявляет все неровности и трещины;
- если дефекты присутствуют, то их следует удалить абразивом, а после покрыть тонким слоем шпаклевки мелкозернистого состава;
Удаление дефектов абразивом
- последний слой чистовой наносится на полностью высушенную грунтовку (церезит ст17) специальным резиновым шпателем с последующей затиркой мелких дефектов перед покраской.
Нанесенную шпаклевку следует втирать круговыми движениями, чтобы она равномерно распределилась по всей поврежденной поверхности.
В идеале необходимо накладывать шпаклевку тонкими слоями, чтобы лучше заделать имеющиеся трещины или вмятины. Такой подход гарантирует отсутствие последующего вздутия грунтовки и осыпания.
Советы о том, как шпаклевать авто
Выполняя работы по удалению всех дефектов перед нанесением слоя шпаклевки, соблюдайте тщательность. Все-таки это ваша машина, и чем тщательнее вы обработаете все трещины и сколы, тем лучше будет наноситься грунтовка. Технологичный подход — половина успеха при ремонте кузова.
Проводя шпаклевку автомобиля придерживайтесь следующих советов:
- давайте больше времени на высыхание каждого слоя. Вы ведь не сможете гарантировать, что влажность воздуха будет низкой, а уровень температуры высокий. Лучше перестраховаться, чем переделывать все.
- помните, что смесь (цементно-песчаная) всегда дает усадку;
- если в смесь добавлено много отвердителя или смесь плохо размешали, на металле машины могут проявляться пятна, их видно после высыхания смеси. Этот дефект явно видно;
- поэтому соблюдайте пропорции и технологию нанесения слоев. Если все-таки пятна проявились, то нужно счистить всю шпаклевку и снова заделать поврежденную деталь;
- возникновение пор. Причин для этого несколько: смесь была плохо перемешана или во время работы в слой попала влага. Нанесение толстого слоя также является причиной образования пористости шпаклевки;
- избежать этого поможет правильный замес с применением пары шпателей. В процессе вытесняется весь лишний воздух из смеси;
- для затирки каждого слоя следует использовать мелкую наждачную бумагу, например № 400;
Наждачная бумага №400
- могут проявляться иные дефекты из-за качества металла, или если у кузова прошел срок эксплуатации. Иногда попадаются подделки, и устранить дефекты совсем просто не удается.
Соблюдайте технологичность процесса, тогда у вас все будет отлично.
Заключение
Не стоит опасаться сложности процесса шпаклевки кузова автомобиля. Единственным минусом самостоятельной работы является длительность и трудоемкость. Потому что не всегда удается с первого раза добиться положительного результата, и приходится все переделывать.
Особенно это касается новичков в этом деле, но если подойти ко всему с упорством и тщательностью, положительный результата будет на лицо.
Зато вам потом некому будет предъявлять претензии к качеству, к тому же подобный опыт поможет сэкономить значительную сумму. Выполняя все по инструкции, вы останетесь довольны результатом проделанной работы. Читайте также про плиточный клей Церезит СМ 17.
Как правильно сушить штукатурку в процессе ремонта
Каждый находит для себя определенный метод решения вопроса, мы же обсудим все возможные способы и определимся, как правильно сушить стены и в какой последовательности это делать. Но для начала нужно понять основное – сушить стены при ремонте можно, и даже нужно, и желательно это делать на каждом этапе строительства или отделки.
Структура штукатурки, ее особенности и основные ошибки, возникающие при сушке
Ни для кого не секрет, что обязательным компонентом в составе смесей для штукатурки и шпаклевки является вода. Соответственно, нанося смесь на обрабатываемую поверхность, толщиной более двух сантиметров, устранить избыточную влагу в материале при осушении в естественных условиях практически не реально.
Нарушение техники осушения отделочных материалов при проведении строительных работ чревато:
- Появлением трещин и отслаиванием штукатурки;
- Поверхностным высыханием и образованием пор; .
Выявить оптимальный срок просушки здания после отделочных работ достаточно сложно — факторами зависимости, в данном случае, выступают: тип и качество отделочных материалов, время года, влажность воздуха на улице, площадь помещения, толщина слоя и прочее.
Необходимый уровень конечного влагосодержания отделочных материалов, а также, приблизительное время их сушки, можно узнать в тематических статьях и технических обзорах по конкретному виду материала. Для точного расчета объема влаги, которую необходимо будет удалить, и правильного выбора способа уменьшения влажности, используются специальные формулы просчета, которые Вы можете узнать у специалистов или в других статьях.
Как же осушить штукатурку или шпаклевку в обрабатываемом помещении?
Многие уважающие себя строительные компании и интернет-каналы укажут Вам, что существует несколько техник осушения штукатурки и шпаклевки после отделочных работ.
Способ 1
Самым простым и традиционным способом, который используется при необходимости высушить стены от сырости, является открывание окон, обеспечивающее циркуляцию воздуха. Однако, такой метод эффективен в случае идеальных параметров влажности, температуры и потока воздуха, чего в действительности добиться практически невозможно.
Способ 2
Наиболее популярным способом сушки и крайне “небезопасным”, по отношению к материалам, выступают тепловые пушки, и сейчас мы расскажем почему.
Тепловые пушки представляют собой небольшие, зачастую квадратные или цилиндрические, установки, похожие на тепловентиляторы и имеющие тот же принцип действия, энергопотребление которых составляет от 2 до 15 кВт в час. При прохождении воздуха через спираль нагревательного элемента тепловой пушки, уменьшается его влажность и повышается температура, что способствует быстрому высыханию шпаклевки и штукатурки.
Обратная сторона процесса сушки помещения с помощью тепловой пушки заключается в том, что направлять горячий воздух на оштукатуренную стену запрещается, иначе произойдет растрескивание штукатурки. Если, по стечению обстоятельств, воздух в комнате перегрелся, например, забыли выключить пушку или открыть окна, вероятнее всего верхний слой отделки пересохнет, а внутренний останется влажным. При таких условиях внутренний слой намного медленнее будет отдавать влагу, а возможно, станет причиной отслойки верхней части материала.
Кроме того, если в помещение, при одновременном проветривании и работающей тепловой пушке, поступает холодный воздух — создается абсолютно противоположный эффект: влажность воздуха не уменьшается, а увеличивается, что, в конечном счете, сводит на «нет» необходимость использования тепловой пушки.
Способ 3
Другим способом эффективного осушения дома или квартиры после отделочных работ, строительства и пр., является использование промышленного осушителя воздуха.
Узнать об использовании осушителя в подобных случаях можно в статье «Осушители в строительстве и ремонте».
Учитывая минимальное потребление электроэнергии агрегатом, (от 0,2 до 0,5 кВт в час), процесс сушки может сократиться до нескольких суток. Устранение влаги из шпаклевки или штукатурки происходит путем пропускания влажного воздуха через осушитель и получения на выходе сухого воздуха, а влага из воздуха конденсируется внутри аппарата. При этом температура воздушных масс не меняется, сгорание кислорода исключено, а воздух не подается горячим потоком на стены, как при предыдущем варианте.
Осушители воздуха дают возможность установить оптимальную программу сушки, учитывая тип материала и площадь комнаты. При этом не нужно организовывать дополнительную вентиляцию или нагрев воздуха. О дополнительных своствах осушителя, связанных с вентиляцией и подмесом воздуха, можно узнать в статье.
Сушка штукатурки и стен осушителем — реальный пример
Отзыв Клиента по применению для сушки стен после штукатурки осушителя воздуха Ballu BDH 30L представлены в следующем видео:
Отзыв Клиента по применению для сушки стен после штукатурки осушителя воздуха Mycond Rommer 20 представлены в следующем видео:
Автомобильный потоп: как высушить ковролин и шумоизоляцию от воды
На данный момент есть уйма способов, позволяющих сушить салон как открытой, так и закрытой машины:
- Поднять ковер и направить под него поток из тепловой пушки или строительного фена.
- Положить под мокрый ковролин памперс.
- Расположить в салоне силикагель.
- Ежедневно подлаживать под мокрое место газету, картонку или ставить поверх туалетную бумагу.
- Разложить емкости со смесью соли и селитры.
- Использовать наполнитель туалетов для домашних животных.
Эффективная сушка: как полностью убрать влагу из салона автомобиля
Не всякие способы хороши, а многие из них приносят ощутимый результат лишь в комбинации с другими. Например, греть шумоизоляцию да и сам ковролин опасно – они могут отвердеть и оплавится от чрезмерного нагрева. Это приводит к ухудшению звукоизоляционных характеристик и разрушению материала в принципе.
Газеты, картонки, туалетную бумагу использовать поодиночке практически бесполезно. А вот в комбинации с едва теплым потоком воздуха и памперсом влагу можно убрать за 10-12 дней. Не удивляйтесь, для варианта без разборки салона, это превосходный результат.
- Убрать основную влагу сверху. Для этого на мокрое место необходимо поместить туалетную бумагу плоским торцом вниз. Туалетной бумагой необходимо покрыть максимум промокшей площади. Время предварительной сушки – 20-24 часа.
- «Вытянуть» основную влагу снизу. Демонтируйте пластиковые накладки порогов, поднимите ковролин и положите памперс впитывающей стороной вверх. Меняйте памперс каждый день.
- Просушить теплым воздухом. Между заменами памперсов выделяйте 3-4 часа на сушку шумоизоляции и ковролина теплым воздухом. Не забудьте снять заглушки со сквозных отверстий в днище автомобиля и помните, что воздушный поток должен быть едва теплым.
В качестве альтернативы можно использовать химический способ купирования влаги. Закупите селитры и поваренной соли в объеме 6 кг и 4 кг соответственно. Подготовьте емкости по 2,5-3 л. каждая, наполните их вначале солью, затем селитрой и расставьте вокруг влажного очага.
Состав необходимо заменять каждые сутки, а для большей эффективности комбинировать с памперсами и тепловой пушкой. Как результат, уже после второго цикла исчезнет основная причина запотевания стекол , избыточная влага, выпадающая на стекла при интенсивном нагреве автомобиля на солнце.
А так, чтобы наверняка
Сушка без разборки салона не гарантирует 100% результата. Дело в том, что шумоизоляционный материал обладает свойствами, отличными от ковролина. Он сопротивляется намоканию, но будучи мокрым, неохотно отдает влагу, как это делают обычные ткани и ковры.
Сушка «шумки» отдельно от автомобиля неоднократно подтверждает этот факт. Так, продолжительность высушивания «бутерброда» вентиляторными обогревателями составляет около четырех суток. Однако, результат – налицо: материал становится абсолютно сухим, что и нужно.
Итого, подчеркнем, что наилучшим способом сушки салона автомобиля от воды является полный демонтаж ковролина и шумоизоляции с последующей активной сушкой обогревателями. Именно так удастся гарантированно высушить «бутерброд», читай, избежать появления очагов коррозии внутри машины.
Как просушить салон автомобиля
Слякотная погода в межсезонье, появление щелей в стыках между деталями, некачественная химчистка, пролитые жидкости становятся причиной появления нежелательной влаги в салоне автомобиля. Последствия: запотевшие окна и лужи под ногами – меньшее из зол, а вот неприятный запах плесени и коррозия кузова – уже более серьёзная проблема. Способы борьбы с влагой зависят от масштаба бедствия и источника проблем. Среди них есть и легко реализуемые в бытовых условиях, а для выполнения некоторых нужно обращаться к специалистам.
Общий совет для всех автовладельцев, чей автомобиль содержит внутри воду или другую жидкость, не предусмотренную изготовителем, – загнать машину в тёплое сухое помещение и оставить её там на несколько дней с открытыми дверьми и багажником. Если время года и погода позволяют, то можно просто оставить автомобиль на солнце. В таком случае нужно вынуть коврики, снять чехлы с сидений и открыть окна. Однако такие возможности есть далеко не у многих.
Повышенная влажность из-за погоды
Если в машину часто садились люди в мокрой одежде, погрузка осуществлялась в дождь или в салон попал снег, то через некоторое время влага начнёт испаряться и оседать на стёклах, ухудшая видимость. С небольшим количеством влаги в салоне можно избавиться самостоятельно и без больших затрат.
Подсушить салон можно с помощью климатических систем автомобиля. Когда машина прогреется, нужно включить печку или кондиционер (если у него есть соответствующий режим работы) на максимальное тепло и дать им поработать в таком режиме некоторое время. Если есть обогрев сидений, то его также можно активировать. В сырую погоду нужно исключить забор внешнего воздуха. Иногда сушка занимает несколько минут, иногда может потребоваться и больше часа. При нагреве влага будет испаряться и оседать на стёклах. Если её собрать сухой салфеткой, процесс ускорится.
Собрать лишнюю влагу можно с помощью двух бумажных упаковок соли. Просушив пачку на батарее или в духовке, её нужно просто положить в салон. После каждой поездки упаковки меняются, пока соль не будет впитывать в себя воду.
Остатки влаги после химчистки
Более интенсивную влажность нужно уже убирать с помощью полотенец или впитывающих простынок. Когда машину плохо просушили после чистки, то есть шанс извлечь влагу до того, как она впиталась в более глубокие слои поролона. Нужно просто положить хорошо впитывающий материал и прижать его. Для самих сидений подойдут плоские тяжёлые предметы, например, на целлофан можно положить ящик с инструментами или несколько томов энциклопедии. Спинки важнее обработать в нижней части, поскольку влага постепенно стекает туда. Можно просто сесть на «мокрое» место, сделав из себя оптимальный пресс.
Для точечной и более быстрой просушки можно использовать обогреватели типа «ветерок» или «доброе тепло», работающие от прикуривателя. Первые представляют собой что-то среднее между феном и вентилятором, и обычно являются помощниками при слабых печках. Тёплый поток воздуха нужно направить на влажное место. Второе – это панели с встроенной нагревающейся проволокой, которые нужно положить или прислонить к сиденью. Если этот прибор сам обладает впитывающей поверхностью, то нужно не забыть, потом высушить и его.
Для сушки коврового покрытия на полу можно использовать моющий пылесос в режиме втягивания. Результатом его использования не будут идеально сухие поверхности, но он заметно сокращает объём лишней влаги.
Лужи на полу
В снег или в дождливую погоду вода с грязью заносятся в салон на обуви. Если не отряхивать лишнее перед посадкой, постучав ногами друг о друга, то в какой-то момент жидкость может просочиться под коврик через фиксирующее отверстия или в области замятого края. Чтобы уменьшить последствия, нужно под ноги положить газет или впитывающие простынки, или специальные коврики. Главное в этом методе не забывать периодически выбрасывать пропитанные материалы. Если на улице мороз, то лучше это сделать, пока салон тёплый. В противном случае примёрзшие газеты или простынки рвутся, и очистка от них превращается в отдельную проблему.
Щели между деталями кузова
Если обивка пола, стойки или полки под стёклами становятся мокрыми при любом дожде или снеге, значит, где-то нарушена герметизация салона. Чаще всего текут места соединения деталей из-за устаревших уплотнителей или некачественной сборки после кузовного ремонта. «Лечить» эту проблему можно переборкой, заменой изношенных деталей или с помощью герметика. А бороться с последствиями, которые обычно не очень значительны, но неприятны, можно вышеуказанными способами.
Глобальное погружение
Ситуации, в которых автомобиль «хлебнул» воды, могут быть совершенно различны: от преодоления глубокой лужи до пробитой фляги. Для начала нужно слить остатки воды. Для этого требуется открыть предусмотренные в каждом автомобиле сливные отверстия (их расположение нужно посмотреть в инструкции) или вычерпать жидкость. Если вода контактировала с салоном долго, что велика вероятность того, что она впиталась в глубокие слои обивки салона – шумо- и теплоизоляцию. Это пористые материалы, которые отлично впитывают влагу и не спешат её отдавать. Самое верное решение – разобрать обивку салона и просушить все слои. Процесс этот не слишком сложный, но трудоёмкий, требует внимания, свободного времени и места, в котором можно разложить снятые материалы. При этом велика вероятность того, что удастся избежать появления неприятного запаха и очагов плесени.
Общие советы
При любом масштабе бедствия во время борьбы с повышенной влажностью лучше всё лишнее убирать из салона и багажника. Коврики, чехлы, детские сиденья, да и просто тряпки лучше отнести домой. В тёплом помещении они быстрее высохнут, а также не будут препятствовать высыханию салона автомобиля.
После активной борьбы с водой нужно проверить салонный фильтр и фильтр кондиционера. Если они просто влажные, то высушить в домашних условиях. Если они к тому же и с заметными загрязнениями – поменять. Салонный фильтр чаще всего находится за бардачком, т.е. чтобы его поменять, необходимо снять бардачок.
Если в автомобиле часто потеют окна, то заканчивая поездку нужно подержать дверь пару минут открытой, чтобы тёплый воздух с влагой «ушёл» из салона. Но в сырую погоду это время лучше ограничить, или не использовать приём вообще.
Не держите в салоне мокрые вещи. Если нет другой возможности перевезти их, то попробуйте герметично запаковать их в целлофан. Если это тряпка, которая часто используется для протирки стёкол автомобиля и т.п., то её можно класть под капот. Главное следить, чтобы она была прижата и не попала в движущиеся детали.