Raimondirus.ru

RAiMONDI
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТАКИЕ ПРОБКИ НАМ НУЖНЫ

ТАКИЕ ПРОБКИ НАМ НУЖНЫ!

Ремонтно-изоляционные работы (РИР) — работы по перекрытию путей проникновения вод в эксплуатационный объект скважины и отключение от нее отдельных пластов и обводненных интервалов. Эти работы — одно из основных средств по увеличению степени извлечения нефти из пласта.

РИР скважин проводят в случаях, когда необходимо:

— обеспечить изоляцию продуктивных объектов от вод,

— создать цементный стакан на забое скважины или цементный мост в колонне,

— перекрыть фильтр при переводе скважины на выше — или нижезалегающий горизонт,

— создать цементный пояс в призабойной зоне скважины для надежной изоляции,

— перекрыть дефекты в эксплуатационной колонне,

— изолировать продуктивные горизонты друг от друга в интервале спуска эксплуатационной колонны или хвостовика при зарезке и бурении второго ствола,

— закрепить призабойную зону скважины с целью уменьшения пробкообразования.

Основное требование к технологии — обеспечение закачки рабочих растворов изоляционного агента в скважину и продавливание в изолируемый интервал. Это достигается за счет исключения из технологии условий и операций, способствующих разбавлению рабочих растворов, а так же в результате заполнения скважины однородной по плотности жидкости; применение рабочих растворов плотностью большей, чем плотность жидкости, заполняющей скважину; использования разбуриваемых пакеров.

Значительный объем при капитальном ремонте скважин занимают ремонтно-изоляционные работы (РИР), связанные с восстановлением целостности и герметичности обсадных колонн, целостности цементного кольца, ограничения притока вод и межколонных перетоков, а также отсечения интервалов обсадных колонн с помощью цементных мостов для перехода на эксплуатацию выше лежащих горизонтов, для забурки боковых стволов, для проведения ГРП.

Часты случаи, когда, установив цементный мост напротив изолируемого интервала, обнаруживают его не на расчетной глубине. Это наблюдается в скважинах с высокой приёмистостью и посаженным пластовым давлением. В скважинах с высоким пластовым давлением и большим газовым фактором цементный мост во время ОЗЦ «прошивается» и операцию приходится проводить несколько раз до получения положительного результата.

Для решения проблемы повышения качества ремонтно-изоляционных работ, сокращения сроков ремонтов, а также снижения затрат на их проведение на нефтепромыслах Западной Сибири и не только, было внедрено оборудование компании ООО «Югсон-Сервис» — разбуриваемые мостовые пробки серии ПМ, ПМЗ.

Мостовые пробки выпускаются в нескольких исполнениях.

Рассмотрим 2 определённых типа:

ПМ (пробка мостовая) — для перекрытия интервала изоляции э/к,

ПМЗ (пробка мостовая заливочная) — для проведения заливки в подпакерной зоне. Выпускаются в исполнениях с перепадом давления 35 МПа и 100 МПа.

Технология установки пробок мостовых заключается в спуске компоновки, состоящей из пробки мостовой ПМ или ПМЗ, гидравлической установочной компоновки ГУК. При необходимости проводится привязка партией геофизиков. Путем создания давления в НКТ гидравлический узел воздействует на пробку мостовую, тем самым пробка мостовая деформируется и уплотняется в межтрубном пространстве. При достижении заданного давления 17–18 МПа гидравлический узел разъединяется от пробки. В случае установки пробки мостовой ПМ производится опрессовка и подъем гидравлического узла. При установке пробки мостовой заливочной производится проверка приемистости и закачка тампонажных материалов в подпакерную зону непосредственно через ГУК. После извлечения гидравлического узла из пробки ПМЗ срабатывает обратный клапан, тампонажный материал остается в подпакерной зоне под давлением. ГУК извлекается. Гидравлический способ посадки позволяет гарантированно безотказно производить установку пробок мостовых в наклонно-направленных и горизонтальных скважинах.

Читайте так же:
Можно ли деревянном доме залить цементом полы

Пробка мостовая ПМ (рис. 1) используются для:

— отключения нижележащего пласта без установки цементного моста, при подготовке скважины к РИР или ГРП,

— отключения интервалов обсадной колонны на разведочных скважинах при переходе на вышележащий пласт,

— также могут применяться в качестве опоры для клина отклонителя при зарезке боковых стволов.

Рис. 1 Схема применения ПМ и ПМЗ.

Применение мостовых пробок ПМ в отличие от обычных цементных мостов за счет отсутствия дополнительных СПО и отсутствия ОЗЦ – 24 часа позволяют в разы сократить продолжительность и стоимость ремонта. Использование пробок мостовых позволяет устанавливать их с очень высокой точностью, в отличие от цементного моста который в нередких случаях приходится дополнительно подбуривать, неся затраты на дополнительные СПО. При отсечении продуктивного пласта не происходит его загрязнение, что особенно важно при работе с пластами с низкими фильтрационными свойствами.

Пробки мостовые заливочные ПМЗ рекомендуется применять для изоляции продуктивного пласта, ликвидации негерметичности колонны или заколонного перетока.

Благодаря наличию обратного клапана в конструкции пакера ПМЗ спуско-подъемные операции можно производить сразу после цементировочных работ, что в свою очередь сокращает время ремонта и ускоряет ее ввод в эксплуатацию.

Пробки мостовые изготавливаются из легко разбуриваемых материалов, защищены от эффекта подшипника при бурении, благодаря чему среднее время разбуривания на сегодняшний день составляет 2–4 часа. На гистограмме (рис. 2) представлен сравнительный анализ изоляционных работ с применением материалов и пробок мостовых.

Применение мостовых пробок заливочных позволяет повысить качество изоляционных работ. За счет качественного ремонта увеличится продолжительность межремонтного периода.

Статьи

Шатается мост во рту. Можно ли зафиксировать конструкцию?

shataetsya most

Подвижность искусственных зубов сразу после протезирования либо спустя месяцы или годы – повод для немедленного обращения в стоматологическую клинику. О причинах неустойчивости мостовидной конструкции, а также о том, в каких случаях ее можно укрепить, а в каких нельзя – читаем далее.

Шаткость после закрепления моста может быть следствием:

  • неполноценного обследования, есть случаи, когда протезирование вообще нельзя проводить;
  • ошибки, допущенной при установке.
Читайте так же:
Как выполнить качественную цементную стяжку

В отношении второго варианта стоит выделить несколько возможных причин подвижности конструкции:

  • Погрешности слепков или протеза, из-за которых образовался внутренний зазор между опорными единицами и коронками.
  • Некачественный цемент, на котором стоит мост.
  • Кариес под искусственными коронками вследствие неграмотного эндодонтического лечения опор.
  • Неправильная форма обточки опор. В идеале культя должна быть цилиндрической или пенькообразной, но не конусной или в виде «елочки».
  • Трещина в протезе.
  • Ненадежное винтовое соединение моста с имплантом.

Кроме того, мост может зашататься после травмы челюсти или лица. А также по естественным причинам – устаревание конструкции и цемента. Напомним, ресурс мостовидной конструкции на родных зубах равен 5 лет. Максимально качественно изготовленная конструкция при должном уходе способна прослужить 7-10 лет.

Противопоказания к установке мостовидного протеза

Однозначно мост не удастся поставить при отсутствии последних зубов в ряду или более 4-х единиц подряд. Но существует еще и ряд скрытых противопоказаний, которые можно выявить только при скрупулезной подготовке к зубопротезированию.

shatayetsya mostovidniy most

Список таких патологий включает:

  • Атрофию костной ткани в области опорных единиц. Из-за проседания кости начинается убывание десен, которое приводит к оголению шеек и корней. Возникает опасность поражения кариесом и воспаления мягких тканей. Фиксация опор в кости ослабевает и они теряют устойчивость. Процессы убыли десны свойственны заболеваниям пародонта на поздних стадиях – пародонтит, пародонтоз.
  • Пропущенный пульпит в опорах или периодонтит. Хотя сегодня специалисты обычно стараются депульпировать опорные зубы перед установкой моста.
  • Кисты и гранулемы в области корня, трещины в корне.
  • Некачественное эндодонтическое лечение до этого.
  • Патологии прикуса, скрежет зубами.

В чем заключается диагностика при нарушении фиксации моста?

Первым шагом при обнаружении шаткости конструкции должно стать рентгеновское обследование челюсти. Лучше сделать КТ с получением трехмерного изображения, поскольку на прицельном и панорамном снимках получается только плоская односторонняя картинка. Кроме того, состояние протеза и ротовой полости оценивается визуально с помощью специальных инструментов. А также по сопутствующим симптомам на основании опроса. Пациент может жаловаться на кровоточивость, болезненность, дурной запах из-под искусственных коронок. Иногда в ходе осмотра мост самостоятельно слетает с опор.

Можно ли мост снять без разрушения?

Шатающуюся мостовидную конструкцию на некачественном цементе можно аккуратно снять и посадить на свежий состав. Снимают мост в таком случае обычно с помощью ультразвука. Скейлер дробит старый цементный состав изнутри. Для щадящего извлечения могут использоваться специальные инструменты и аппараты. Если после снятия протез не пострадал, его можно поставить повторно, предварительно ликвидировав недостатки.

zamena zubnogo mosta

Когда же искусственные зубы нереально извлечь без разрушения, специалист вооружается специальными ножницами либо щипцами-коронкорезами. После разреза придется уже делать другой протез.

Читайте так же:
Как делать набрызг цементом

Какой исход протезирования при сохранении или не сохранении опор?

Задача ортопеда после извлечения протеза — определить состояние опор и десен. Лечение может включать удаление кариозных очагов, пломбировку каналов по-новому, установку другого штифта или культевой вкладки. В ходе перелечивания опоры могут приобретать другие размеры и рельеф, из-за чего возникает необходимость в снятии новых слепков, а, следовательно, в изготовлении новой мостовидной конструкции.

zamena mostovidnogo proteza

Если обследование показало серьезное разрушение опор, то их придется удалять полностью. Альтернативой после экстракции опорной единицы может стать более длинная мостовидная конструкция, под которую нужно готовить другие опоры или съемная конструкция. Еще лучше будет, если сделать имплантацию. При этом и здоровые зубы под опоры не придется депульпировать и обтачивать, и протезы будут служить в два раза дольше, чем на родных зубах.

Можно ли собственноручно закрепить шаткую конструкцию?

Использовать клей или жевательную резинку для фиксации моста крайне не рекомендуется. Подручными адгезивами можно спровоцировать ожег в ротовой полости или навредить протезу, непоправимо испортив его материал – керамику, диоксид циркония, металлокерамику и др.

Совет: Прежде, чем попасть к ортопеду с подвижным мостом, постарайтесь минимизировать нагрузку на проблемную челюсть и прополаскивайте рот после всех приемов пищи. Откажитесь от вязких и жестких продуктов, а также отложите чистку электрической зубной щеткой до лучших времен.

Предупреждение аварии при установке цементных мостов в обсаженном и открытом стволе, а также при наращивании цементного кольца за обсадными колоннами

При измерении величины L2 рекомендуется использовать только собственный вес забойного двигателя.

В забойных двигателях “Сперри Дрилл” используется механизм внутреннего перераспределения нагрузок, позволяющий обеспечить малые значения величины L2 при повышенных нагрузках. Это может приводить к ошибкам в определении люфта сборки шпиндельной секции, так как величина люфта определяется как L1 — L2.

Для того, чтобы определить степень износа сборки шпиндельной секции, при измерении L2 необходимо обеспечить одинаковые нагрузки на двигатель до и после его работы в скважине.

В том случае, когда забойный двигатель находится в сборе с другим буровым инструментом и/или квадратом, при определении нагрузки на вал и подшипники необходимо пренебречь только весом двигателя.

Рекомендуется проводить замер люфта сборки шпинделя после того, как забойные двигатель прошел гидравлические испытания, что позволит замерить максимальную величину L1.

Таблица № 5:Периодичность проверок бурильного инструмента средствами неразрушаемого контроля

Элементы бурильной колонныЧастота дефектоскопических проверок (время циркуляции)
Трубы бурильные типов ПК, ПН, ПВчерез 1500 часов
ВБТчерез 1500 часов
УБТ и ТБТчерез 600 (+/-10%) часов
Трубы бурильные АБТчерез 2500 часов

после ликвидации аварий, связянных с применением к колоне труб предельно допустимых нагрузок, проводить дополнительный контроль.

Читайте так же:
Как быстро смешать цементный раствор

Таблица № 6: Периодичность проведения дефектоскопических проверок переводников для роторно-турбинного способа бурения вДепартаменте бурения в Западной Сибири

КомпонентТип скважиныЧастота дефектоскопических проверок
Все скважинные переводники – используемые в колонне бурильных труб и КНБК, а также КШВН, ОК и т.п.Бурение скважинЧерез каждые 450* часов работы (время циркуляции**) (+/- 50 часов)
Зарезка боковых стволовЧерез каждые 300 *** часов работы (время циркуляции) (+/- 30 часов)
Переводник между ВБТ (квадратом) и первой бурильной трубой (рабочий предохранительный переводник)Бурение скважинЧерез каждые 500 свинчиваний-развинчиваний (должно быть отражено в паспорте переводника)
Зарезка боковых стволовЧерез каждые 300*** свинчиваний-развинчиваний (должно быть отражено в паспорте переводника)
Переводник между вертлюгом и ВБТ (квадратом) или под верхним силовым приводомЧерез каждые 2500 часов работы (время циркуляции)

* на основе РД 39-2-787-82: Пункт 2.6.2.: Переводники, расположенные в нижней части колонны, в том числе переводники перед колонной УБТ проверяют одновременно с УБТ, т.е. через 450±50 часов (пункт 2.6.)

** механическое бурение + проработка + расхаживание во время промывки = все время циркуляции

*** время частоты проверок в ЗБС более жестким, чем в БС из за малых диаметров бурового инструмента и его более быстрого износа (частота аварии из за поломок элементов бурильной колонны в ЗБС превышает частоту аварии в БС в несколько раз).

Таблица № 7: Норма отработки бурильных труб и элементов бурильной колонны в часах

Инструкция по креплению нефтяных и газовых скважин рд 39-00147001-767-2000

Для мостов при ликвидации поглощений или флюидопроявлений в процессе углубления скважины требования к типу цемента по статической температуре и коррозионной стойкости не обязательны.
Расчет высоты цементного моста для забуривания второго ствола
2. Высота цементного моста H, м принимается равной наибольшей величине, рассчитанной по формулам

где Q — максимальная заданная механическая нагрузка на мост при испытании на несущую способность, кН;

D — осредненный диаметр скважины в интервале установки моста, м;

P — максимальная депрессия (репрессия) на мост при испытании или вследствие взаимодействия между пластами под и над мостом с различными градиентами давлений, кПа;

 — допустимые касательные напряжения сдвига моста, кН/м 2 ;

grad P — начальный градиент фильтрации тампонажного камня, кПа/м.

Величины grad P и  для случаев применения буферной жидкости и портландцемента ориентировочно составляют соответственно в обсаженной скважине 2000 и 500, в открытом стволе — 1000 и 50; могут уточняться для других случаев экспериментально.
Расчет глубины установки заливочных труб при установке моста в поглощающей скважине
3. При статическом уровне промывочной жидкости ниже устья при отсутствии циркуляции

Читайте так же:
Долото для разбуривания цементного моста

где lз — глубина установки заливочных труб, м;

lм — проектная глубина подошвы моста, м;

h — глубина статического уровня по данным бурения, м;

H — проектная высота цементного моста, м;

ц, ж — соответственно плотности цементного раствора и промывочной жидкости, кг/м 3 (наличием буферной жидкости в первом приближении пренебрегаем);

q, t — интенсивность поглощения при продавливании цементного раствора в затрубное пространство, м 3 /с, и продолжительность продавливания, с, соответственно.

4. При наличии избыточного давления Рп, начала поглощения после остановки циркуляции.

4.1. При отсутствии поглощения в процессе продавливания тампонажного раствора и соблюдении условия

заливочные трубы устанавливаются на глубине lз = lм.

Здесь g — ускорение свободного падения, м/с 2 .

4.2. При наличии поглощения и соблюдении условия (3)

Значения q и Рп определяются по наблюдениям в процессе бурения скважины.
Установка баритовой пробки при ликвидации газонефтеводопроявлений в скважине
5. Высота баритовой пробки hб, закачиваемой перед установкой цементного моста для проведения работ по ликвидации ГНВП, рассчитывается по приближенной формуле

где Рг — избыточное давление, МПа, необходимое для уравновешивания пластового давления и гидростатического давления столба бурового раствора в скважине.

При hб 3 суспензии выбирается из табл. П10.1.

7. Объемы тампонажного раствора Vц, м 3 , и продавочной жидкости Vп, м 3 , для установки цементного моста рассчитываются по уточненным формулам

Vц = 0,785 HD 2 + Vз (0,02 + С1 + С2 + С3), (6)

где Vз — объем заливочных труб, м 3 ;

С1 — коэффициент «потерь» тампонажного раствора на стенках труб;

С2, С3 — коэффициенты «потерь» тампонажного раствора на смешивание с контактирующими жидкостями
Таблица П10.1

Плотность, кг/м 3Вода, м 3Барит, кгТриполифосфат натрия, кгОбъем осевшей баритовой пробки, м 3
18500,7411201,120,44
20500,6913601,360,53
22400,6416001,600,63
24100,6018101,810,71
25500,5719801,980,78
26500,5321302,130,83

соответственно на нижней и верхней границах; при применении верхней продавочной пробки С1 = С3 = 0;

здесь Vб1 = С4 V3 + 0,785 C5 D 2 H,

где С4, C5 — коэффициенты потерь буферной жидкости при ее движении по заливочным трубам и затрубному пространству;

d1, d2 — внутренний и наружный диаметры заливочных труб, м.

Величины С представлены в табл. П10.2.
Таблица П10.2

Наименование бурового предприятия — заказчика рецептуры
Анализ №
РЕЦЕПТУРА

тампонажного раствора
«___» _________________ ____ г. Лаборатория ___________________________________

Наименование лаборатории и предприятия

площадь (месторождение), наименование колонны

Диаметр ___________ мм. Интервал спуска ___________ м. Интервал цемент. ___________ м

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector