Raimondirus.ru

RAiMONDI
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каталог статей

Каталог статей

В последние годы в связи с грядущим 300-летним юбилеем города и общим развитием российской археологии активно развивается археология Петербурга, направленная на изучение не только его средневековой доистории, но в основном истории Петербурга XVIII–XIX веков. Систематичными уже стали раскопки, объектами которых являются оборонительные, культовые и гражданские сооружения города этого времени.

В силу специфики изучения таких объектов городская археология обращается непосредственно к опыту средневековой архитектурной археологии, к разработанным ею методам, в число которых входит и тщательный анализ строительной техники и строительных материалов.

Пока сделаны еще только первые шаги в изучении основного строительного материала Петербурга – кирпича, подобная информация пока только эпизодически фиксируется в полевой документации. Однако уже можно говорить о реальных и возможных информативных свойствах кирпича. Именно строительный материал может служить источником для первичной визуальной датировки, для выяснения и уточнения аспектов строительной истории объекта, не отложившихся в письменных источниках.

Основной характеристикой кирпича, используемой в архитектурной археологии, являются его размеры. Соотношение их менялось во времени, и поэтому может служить датирующим признаком. К сожалению, на петербургском материале подробных исследований не проводилось. Пока можно лишь очень грубо выделить три этапа:

1. Первая половина XVIII в. Кирпич разнообразных размеров: 24-26,5 (иногда до 28) Х 11–13 Х 4,5–6,5 см, однако отмечается массовое употребление «маломерного» кирпича 24 Х 12 Х 5 см. Использовался, вероятно, и кирпич, изготовленный по размерам, введенным указом Петра I – 11 Х 5 Ѕ Х 2 ѕ дюйма (28 Х 14 Х 7 см) (Черняк, 1957).

2. Конец XVIII – начало XIX в. В Петербурге, как и везде в России, наблюдается период габаритной нестабильности кирпича, употребляется кирпич размерами 25-28 Х 11-13 Х 6-8 см.

3. Середина XIX – начало XX в. Введение положения «О мерах для прочной и правильной выделки кирпича» и «Правил для единообразной и прочной выделки кирпича» в 1840-х гг., по свидетельствам современников, упорядочило производство кирпича и разнобой размеров, поскольку установило единые размеры кирпича по всей империи: 6 Х 3 Х 1,5 вершка (26,5х13,3х6,7 см). Кирпичи этого времени соответственно имеют меньший разброс в размерах: 25–26,5 Х 11,5–13 Х 6,5–7,5 см с отклонениями не более 0,5 см, обусловленными различиями в обжиге. Особые размеры имеет белый силикатный кирпич, импортировавшийся из Англии, Финляндии, Голландии – 23 Х 11 Х 6 см. Слабая исследованность, таким образом, не позволяет пока говорить об использовании размеров кирпича для узких датировок объектов, но даже такие скудные данные о формате в комплексе с особенностями кладки (техника перевязки, оформление швов раствора, состав последнего и т.д.) позволят выявить кирпичи и блоки кладки во вторичном использовании, включение ранних фундаментов и стен в более поздние постройки.

Анализу поддается состав и структура керамического теста кирпича. Уже современники отмечали, что кирпичи, изготовленные из глины, добытых в разных местах С.-Петербургской губернии, разнятся по цвету: повсеместно распространенная красная глина, а также сизая глина, залегающая в местности р. Ижоры, давали кирпичу красный цвет; синяя ижорская и невская, сизая невская глины – красноватый, белая ижорская глина – беловато-желтый, ижорский «ил» — розовый, тосненская зеленая – розово-желтый цвет (Саноцкий, 1904). Химические анализы характера использованной в кирпиче глины и песка могут определить, таким образом, место производства. Это, в первую очередь, актуально для исследования неклейменых кирпичей начала XVIII в.

Технологические аспекты кирпичного производства позволяют проводить визуальную датировку. Кирпич XVIII – начала XIX в. имел деформированные грани, скругленные ребра и обтекаемые углы. На его торцах можно встретить закраины и грубые следы от вытряхивания из формы. В XIX в. критерии качества значительно ужесточаются, грани кирпича становятся более ровными и аккуратно подрезанными. В начале XIX в. в Европе впервые появляется машинное производство кирпича, к середине века дошедшее и до России, но современники отмечали нерентабельность такого производства (Депп, 1860), хотя эпизодически подобные нововведения имели место. Начиная с последнего десятилетия XIX в. машинное производство завоевывает популярность (Малюга, 1900), что можно наблюдать и на самих кирпичах. При ручном производстве в сколах или на длинных торцах кирпича (ложках) можно наблюдать дугообразные следы внутренней слоистой структуры – следствие вдавливания глиняной массы в углы формы рабочим-формовщиком. На кирпиче машинного производства таких следов нет, поскольку форма в нем не используется.

В середине XIX века (вероятно, чуть раньше) на петербургских кирпичах появляются клейма. Связано это было со стихийным переходом кирпичного производства в частные руки: на смену десятку казенных заводов приходит более полусотни частных (62 завода в 1860, 82 завода в 1903 году). Вероятно, некоторые клейменые кирпичи следует датировать более ранним временем, но с 1850-х и до 1920-х все произведенные кирпичи петербургских заводов получали клеймо-отпечаток с металлической (иногда керамической) матрицы, прикреплявшейся к дну формы или к формовочному столу (если использовалась форма-«пролетка»). Обломки таких матриц находят в местах расположения кирпичных заводов, на р.Ижоре, в Стрельне. На матрицах были оттиснуты фамилия (чаще только инициалы) владельца кирпичного завода или название акционерного общества-владельца, реже – название завода, наконец, совсем редко клейма представляют собой рисунок-символ, «логотип», обычно соответствующий названию завода. Авторами была проведена работа по своду клейм, мест нахождения кирпичей с клеймами и информации о заводах-производителях в единую базу путем изучения многочисленных коллекций клейменого кирпича (включая самую многочисленную, принадлежащую Музею Истории Санкт-Петербурга), сбора собственных коллекций, наблюдения за археологическими, реставрационными и дорожными работами в городе, изучением изданий разных лет, содержащих списки владельцев кирпичных заводов (cм., например: Указатель фабрик и заводов, 1881, 1887, 1894). Такое объединение материала (на данный момент более 400 клейм), конечно, еще не закончено, но позволило сделать следующие выводы:

Читайте так же:
Габариты кирпича красного облицовочного кирпича

Интересно, что исследование московского кирпича дало совершенно отличные от петербургских результаты: первые клейма появляются в Москве в 40-х гг. XVII в. и широко прослеживаются на протяжении всего следующего XVIII в. и далее, однако до 1870-х гг. клейма ставились на московский кирпич не матрицей формовочного ящика на постелистую (широкую) поверхность, а специальным штампом (металлическим или деревянным) на короткий торец – тычок (Киселев, 1986). Среди клейм петербургских кирпичей тычковых (то есть таких, которые были видны с наружной стороны кладки) было зафиксировано только одно, «Г.Л.»1, датируемое 1880-ми гг.

2. Среди кирпичных заводов были крупные, долго принадлежавшие одному владельцу и не менявшие клейма, наследственные заводы, иногда менявшие клеймо, а иногда, для сохранения престижа торговой марки (об этом свидетельствуют некоторые коммерческие объявления в справочнике «Весь Петербург», указывающие клеймо на кирпичах завода), сохранявшие. В то же время были и заводы-»однодневки», сменявшие владельца каждые несколько лет. Клеймо такого завода, следовательно, может дать довольно узкую датировку. Однако датировка может быть еще точнее, поскольку при строительстве одного здания кирпич редко заказывался только у одного завода, чаще у двух-трех и более, в зависимости от размеров здания. Зная время существования каждого из заводов, нетрудно вычислить единственно возможный хронологический интервал существования соответствующей комбинации клейм. Сложность, как всегда, составляет определение контекста того или иного кирпича с клеймом в завалах разрушенных объектов, которые обычно и становятся предметом археологического изучения. Строительный материал в таких завалах обычно сильно перемешан. Нельзя забывать также о частом вторичном употреблении кирпича из предшествующих построек. Тем не менее, если такие вычисления не особенно актуальны для даты постройки здания, о которой обычно имеются более или менее точные данные, то даты разнообразных пристроек, ремонтов, подчинок и других событий строительной истории объекта представляют немалый интерес. Приведем несколько примеров. При раскопках с южной стороны здания 12 коллегий в 2000 г. у восточного угла второго (считая от р.Невы) ризалита был раскрыт контрфорс, сложенный из кирпича XVIII в. (длиной 25 и толщиной 5 см), к которому была сделана прикладка из более позднего кирпича с клеймом «БАЛАШОВЪ» 2 . Предположительным временем бытования такого клейма являются 1890-е – 1910-е гг. (завод Константина Александровича Балашева). Хотя завод Балашевых существовал с 1824 г., ранние этапы его существования (во владении основателя, Ивана Балашева (до 1860-х гг.) и его наследника, Александра Ивановича Балашева (1860-е — 1880-е)) связываются с двумя другими клеймами — «И.БАЛАШОВЪ» и «АИБ». При раскопках 2001 г. церкви Рождества Христова в Песках на 6-й Советской улице в восточных шурфах были найдены многочисленные фрагменты кирпичей с клеймами «О.Ф.Г.» и «ЕВМЕНТЬЕВЪ». Завод О.Ф.Голубинского существовал в 1880-х годах и, по всей видимости, кирпич этого завода был использован при пристройке в 1886 г. ризницы с восточной части церкви. Кирпич завода А.Ф.Евментьева, функционировавшего с 1898 по 1914 гг., связан, очевидно, с ремонтом интерьера церкви в том же 1898 г. Вероятно, наиболее точную датировку могут дать клейма на маломерном импортном силикатном кирпиче, поставлявшемся небольшими партиями, но для этого необходимо исследование торговых документов.

Проблемы возникают, конечно, и с датировкой самих клейм. Некоторые клейма (особенно двухбуквенные) с трудом поддаются расшифровке и не могут быть пока точно связаны с конкретным производителем и временем существования завода. Такая же проблема возникает при датировке особого рода клейм – так называемых «орлёных» кирпичей казенных заводов. Среди клейм петербургских кирпичей известно два вида таких клейм: в прямоугольной и круглой рамке (оба эти клейма были встречены при раскопках в 2001 г. Матвеевской Покровской церкви на Петроградской стороне и Рождественской церкви в Песках в развалах строительного мусора). Единственной пока основой для датировки этих кирпичей являются иконографические особенности изображенного на них герба Российской империи – двуглавого орла. По комплексу этих особенностей они датируются не позднее 1840-х гг., но достоверных археологических доказательств этому пока нет.

Читайте так же:
Вес силикатного кирпича полуторного облицовочного кирпича

Проведенные авторами исследования лишь обозначили пока возможности эффективного использования в практике историко-археологических исследований результатов анализа таких информативных признаков петербургского кирпича, как габариты, цвет, состав керамического теста, технологические особенности формовки, форма и содержание клейм. Для воплощения этих возможностей в жизнь необходимо продолжение сбора всесторонней информации об этом строительном материале, а значит, ведение постоянной и подробной фиксации информативных признаков кирпича и его архитектурно-археологического контекста в полевой документации всех археологических раскопок в Санкт-Петербурге.

Депп Н. Кирпичное производство в окрестностях Санкт-Петербурга. СПб., 1860, с.2.

Киселев И.А. Методические рекомендации по датировке кирпичных кладок XVI — XIX вв. по визуальной характеристике. М., 1986, с. 9–12.

Малюга И. Производство кирпича и других глиняных строительных материалов. СПб., 1900.

Саноцкий Т.Ф. Кирпичное производство на р. Неве и ее притоках. СПб., 1904, с.56-57.

Указатель фабрик и заводов Европейской России под ред. П.А.Орлова. СПб., 1881, 1887, 1894.

Черняк Я.Н. Очерки по истории кирпичного производства в России X – нач.XX в. М., 1957, с. 35.

1. По сведениям коллекционера А.Крылова. Авторы также благодарят известных петербургских коллекционеров кирпича Ю.Н. Океанова и В.В. Инчика за предоставленную возможность ознакомиться с их материалами.

История хранится в музеях кирпича

Бывают такие публикации, когда собираешься написать об одном, но тема неожиданно поворачивается к тебе другим, малоизвестным ракурсом. Так случилось с историей кирпича, которая в своих банальных и привычных фактах напомнила о тех местах, где эта история хранится — музеях кирпича. Они существуют! В России их единицы, но они есть.

Причем, из этого понятия мы сразу исключаем временные тематические экспозиции краеведческих музеев. Хотя в этих музеях встречаются целые коллекции, например в Екатеринбурге и Калининграде.

У истоков кирпичных музеев чаще всего стоят настоящие энтузиасты, одержимые идеей люди, связанные со строительной наукой, точнее — той её части, что относится к строительной керамике.

04080494aff8becc7af23613a4b84570.jpg

Два наиболее крупных и авторитетных музея расположены в Санкт-Петербурге. В 2002 году музей открылся при при НПО «Керамика» (входит в группу «ЛСР-Победа»). Сегодня коллекция насчитывает более 700 образцов кирпича. Возраст самого старого экспоната — кирпича из греческого города Дельфы — более 2500 лет (даже любопытно — как его удалось вывезти из Греции).

Однако основную часть коллекции составляют клейменные кирпичи 19 века. Но самыми ценными для питерской экспозиции считаются кирпичи Нарышкинского бастиона Петропавловской крепости. Как отмечают специалисты, это первые кирпичи Санкт-Петербурга, датируемые 1703 годом и изготовленные на кирпичных заводах Голландии и Германии.

Большинство кирпичей имеют своё клеймо, среди которых встречаются необычные наименования, например «Ленин», «Хиль» и т.д.

fad37ea8f7e8fdda93282ddad20c69fe.jpg

Ещё один музей принадлежит питерскому государственному архитектурно-строительному университету — Музей истории кирпичного производства.

Здесь собрано более 400 образцов стеновой керамики, извлеченных из старых зданий Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Выборга и других российских городов. Самым древним экспонатом являются керамические материалы из окрестностей Помпеи – им около 2000 лет.

Но основу коллекции составляют, конечно же, кирпичи, изготовленные на заводах Санкт-Петербурга и его окрестностей в 18-19 вв., на которых имеются клейма с фамилиями и инициалами керамистов-заводчиков.

758b339d84f6f09c95ef8a63c8605768.jpg

История самого музея достаточно драматична — музей был создан на основе коллекции образцов строительной керамики доктора технических наук, профессора кафедры химии СПбГАСУ Всеволода Владимировича Инчика. Первый кирпич будущий коллекционер подобрал в 12 лет в своей квартире, разрушенной фашистским снарядом. Как говориться: было бы счастье, да несчастье помогло. Для коллекционирования старинных кирпичей это особенно актуально — достать кирпич можно только при полном или частичном разрушении старой конструкции. Ну не ради музея, конечно, но по другому никак.

Третий настоящий музей кирпича расположен в Омске — он собран учеными энтузиастами частного Института Новых Технологий и Автоматизации промышленности строительных материалов (ИНТА-строй). Открылся музей 16 июня 2006 г.

Читайте так же:
Как определит плотность кирпича керамического

cd35073d3e5b23d7a1ffb2f55995bc82.jpg

Главные герои экспозиции – более 200 подлинных образцов коллекционных кирпичей и керамической плитки XVIII-XXI вв., преимущественно Западной Сибири.

Но есть и мировые «изюмины». Например, здесь есть кирпич из абхазского города Пицунда, привезённый с раскопок Патриаршего собора десятого века нашей эры (обратите внимание — энтузиасты изъяли экспонат с раскопок), копия необожженного кирпича города Иерихон (7000-6000 гг. до н.э.) (ведь вывезли же как-то), копия необожженного глиняного кирпича из Древнего Египта (город Фивы, эпоха Среднего царства, приблизительно 1800 г. до н.э.), а также керамические кирпичи, принадлежащие Сузгунской археологической культуре 1200-1000 гг. до н.э.

Один из самых древних экспонатов сибирского происхождения – кирпич из стены Тобольского кремля начала XVIII в., который считается первой капитальной постройкой России за Уралом. Первые омские кирпичи – кирпичи из стен строений второй Омской крепости, постройка которой была начата в 1768 г. Большая часть выставленной коллекции: кирпичи конца XIX – начала XX в. – времени расцвета кирпичного производства в Омске, когда его начали называть вторым Чикаго — за бурный экономический рост и строительный бум.

931277b00408a01b00765eea8395b9c5.jpg

Также в экспозиции собраны кирпичи советских предприятий города 1920-1990-х гг.

Среди экспонатов есть и весьма забавные — например старый кирпич, где вместо клейма — отпечаток собачьей лапы.

Есть кирпич, принадлежащий стене дома, в котором ныне расположен музей Ф.М. Достоевского. Когда это здание только было построено, здесь располагалась гауптвахта. Кстати, не исключено, что этот кирпич был сделан руками самого писателя – в «Записках из мертвого дома» он рассказывает, что во время каторги был привлечен к формовке кирпичей.

f996f25f37f9db2ddc107213aee9e301.jpg

Здесь же в Омске существует протомузей строительных материалов и истории омского строительного комплекса в редакции журнала «Архитектура и строительство Омской области», чью основную экспозицию составляют образцы стеновой керамики 18-21 века города Омска. Главным и единственным собирателем коллекции стал бывший главный редактор журнала — Денис Банников (автор данной публикации). Какова будет судьба коллекции и будет ли автор продолжать сбор экспонатов — мне неизвестно. Я подумаю над этим вопросом.

Наиболее известные музеи кирпича расположены в США и Японии.

Как известно, кирпичи, отмеченные заводским штампом, пользуются наилучшим спросом у коллекционеров. Наибольшим разнообразием клейм на кирпичах всегда славились США, т. к. в качестве маркировки американские промышленники использовали не только слова, цифры и буквы, но и обрамлённые в рамку бытовые миниатюры, которые было принято печатать на ложковой стороне. Причем, заводского клейма удостаивался только один экземпляр из 5000, и это одна из причин, определяющая их высокую ценность для коллекционеров.

1486ad54ad9abb241d7b0866c92cac67.jpg

Сегодня в США существует три знаменитых музейных собрания, посвящённых промышленному изготовлению кирпича. Все они находятся в штате Нью-Йорк и располагаются в городах Орхард Парк, Хаверстро и Джонсон Сити.

В государственном музее Орхард Парка представлены штампы фабрик, которые некогда работали на берегах Гудзонова Залива. Музей в Хаверстро — частный; его собранием владеет семейство Клемент. Экспозицию этого музея составляет продукция кирпичных заводов со всей страны.

Коллекция города Джонсон-Сити считается самой почтенной — музею более 30 лет. И в нем хранятся редкие образцы, произведённые на протяжении всей истории человечества во всех уголках Земли.

Но всех обогнали японцы! В японском городе Майзуру находится Всемирный Музей Кирпичей, открывшийся более 20 лет назад. В нём можно увидеть сделанные вручную кирпичи из храмов Эллады, погребальных комплексов Египта, зиккуратов Вавилона и Южной Америки, китайских дворцов и древнеримских вилл. Экспозиция пользуется заслуженным вниманием ценителей: ежемесячно музей в Майзуру посещает около 10 тысяч гостей.

03b74ebc806042e76e88e17a1f28f21a.jpg

Среди свежих поступлений в фонды этого учреждения — несколько кирпичей, вытащенных из стен прославленных зданий Британии: Ковент-Гардена, Альберт Холла и Скотланд-Ярда, а также легендарного дома № 221б по Бейкер-стрит.

Среди наиболее интересных специалисты также отмечают музеи в Венгрии, Австрии, Германии, Великобритании и на острове Тайвань.

Примечателен, в том числе, киевский «Центр стеновой керамики». Это собрание насчитывает более полутысячи образцов, среди которых встречаются поистине уникальные — например, пёстрый польский кирпич с угольными включениями или немецкий каолиновый. В киевской коллекции представлена продукция французских, бельгийских, русских, эстонских и белорусских заводов, а также старинные кирпичи ручной работы. Остается надеется — когда в Киеве начнутся бои местного значения с применением тяжелого вооружения, чтобы кирпичи здания самого Центра не стали достоянием коллекционеров.

Очень любопытна коллекция энтузиаста белорусского города Лида Алексея Чистякова. История коллекции тоже занимательна: первый свой экспонат Алексей отыскал возле замковых стен в Лиде. Строители чистили местное озеро и подняли огромную гору мусора, среди которой и находился кирпич со странным клеймом К. Алексей Алексеевич подобрал столь необычный камушек и тут понеслось.

Читайте так же:
Огнеупорный кирпич для печи характеристики

24aff2e878215d6e7c8e61f64d4ef6ce.jpg

Сегодня в коллекции Чистякова более 300 экспонатов. Отдельная часть коллекции кирпичи, несущие на себе отпечатки прошлого. Есть кирпичи с оттисками копыт животных и птичьих лап, ведь нередко их изготавливали в совершенно примитивных условиях и оставляли сушиться прямо возле деревенской хаты.

3c23b97d261c1e19d0bd3c696d69b50e.jpg

Сегодня часть коллекции Чистякова выставлена в залах Лидского музея. Но большинство потенциальных экспонатов хранится дома и в гараже. Алексей Алексеевич мечтает, что в Лиде появится настоящий музей кирпичей.

Старинные кирпичи. Кирпичные клейма — это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением.

Особенно велика их роль для краеведения, ведь кирпичное производство вплотную связано с капитальным строительством, которое в свою очередь характеризует уровень жизни населения, социально-экономического состояния населённых мест и отдельных регионов. Кирпичные клейма — это и отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны
Старинные кирпичи. Кирпичные клейма - это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением.. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий, что не может не заинтересовать их современных жителей.
Многие клеймёные кирпичи образцом технической эстетики тех лет воспринимаются.

К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей достаточно распространённым явлением стало. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название — брикофилия., от английского. Brick — кирпич название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах к середине Xvii века появились. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке. Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами российского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. в начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. по форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой с, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем слепушкиным (1763 — 1848), более известным как поэт — самоучка при этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается,, достигая 2-3-х и более букв, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Нередко фамилия полностью приводится. Часто вместо данных о владельце в клейме помещается название завода, например: мойка, Ижора, Нева, или елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании — производителя, в частности, Т. о. с. М. -. товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения — двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов — времён Николая Iв прямоугольной рамке, Александра I — в круге, Александра III — в овальной обводке.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода «Подкова» Е. П. спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца — завод «звезда», Ф. а. Полякова — кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях.
По верному замечанию и. а. Киселёва «Клеймение Кирпичей Сформировалось в Особую Разновидность Прикладного Искусства». Особую дизайнерскую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку — штамп с клеймом хозяина завода. В Xviii веке клеймение кирпичей было одним из требований архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I они должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5, 5 дюйма, толщину 3 дюйма, т. е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году, правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина 1, 5 вершка, т. е. 26, 5 х 13, 3 х 6, 7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно — реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не , внимание, только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов. В конце XIX — начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. луге. Тычковые клейма с надписью СПБ а о ва (с — петербургское акционерное общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси петровой, 16 ложковые клейма с заглавными прописными буквами ар находятся на фасадах здания лужского военкомата (пр. урицкого, 59/ 15. На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т. н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. Стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.

Читайте так же:
Кому продать силикатный кирпич

Кирпич с клеймом для чего

Сейчас в моде отделка под кирпич. Некоторые делают ее из обычной шпаклевки и малярного скотча. Другие тратят немалые деньги за гипсовый декоративный материал под кирпич. Его можно сделать своими руками, но нужны форма и знать секреты изготовления на дому. К примеру, вот как организовать бизнес на производстве 3D панелей из гипса. Чаще люди покупают готовый вариант.

Хочу рассказать про один бизнес, который станет прибыльным делом и не потребует практически никаких вложений.

staryi-kirpich

Вы когда-нибудь задумывались, почему многие скупают старый кирпич на выброс? Иногда собирают царский стройматериал коллекционеры, но чаще его находят, чтобы потом продать.

200 рублей за один старый кирпич?

Это на самом деле так. Иногда цена за царский кирпич с клеймом может стоить несколько сотен тысяч рублей. Хотя найти будет трудно старинный материал, но если найдете, то реально заработаете несколько тысяч. Можно назвать это бизнесом в свободное время.

staryj-kirpich-v-interere

Не нужно бегать по инстанциям и получать ИП или становится самозанятым.

Царский кирпич с клеймом

Продавать старинный стройматериал можно на Авито. Если даже спросят, откуда материал, скажите, что собрал на развалинах или мусорке.

Но те, кто покупает, не задает таких вопросов. Им просто необходим царский кирпич для отделки интерьера: стен, камина, напольного покрытия, барной стойки, печи и пр. Дизайнеры «с руками и ногами» заберут у вас этот материал. Людям нравится, что они могут позволить себе прикоснутся к истории и хвастаться перед гостями.

Многие покупают его именно для отделки акцентной стены в загородном доме. Распиливают его на несколько частей, чтобы получилась плитка, а потом приклеивают на стену.

staryj-kirpich

Пока нет забора и другого ограждения возле развалин, никто не будет следить за сохранностью развалившихся памятников.

Где найти старинный кирпич

Искать можно в небольших городах, заброшенных деревнях, поселках. Встречаются интересные экземпляры в старых дымоходах. Старый кирпич лежит на улицах, на свалке, на чердаках старых, заброшенных домов.

Лучшие места, где можно его найти – гаражи под снос, садоводства, крупные старые заводы.

czarskij-kirpich-s-klejmom

Идея бизнеса на продаже старого кирпича вполне осуществима и не требует вложений. Это как отправиться в путешествие по развалинам города. Почувствовать себя кладоискателем.

Еще один бизнес, который вас заинтересует: подарочные боксы и продажа в Инстаграм.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector