Кирпич. Основные свойства кирпича
Кирпич. Основные свойства кирпича.
Кирпич — это искусственный камень правильной формы, выполненный из минеральным материалов, основным назначением которого является использование в качестве строительного материала, для устройства.
С древних времен из кирпича выкладывали сложные конструкции, Здания, сооружения из кирпича выполняли еще со времен древнего Египта и Рима. Обожжённый кирпич на Руси стал использоваться с конца XV века, о чем свидетельствуют прекрасно сохранившиеся до нашего времени стены храмов прошлых веков, других жилых и не жилых исторически ценных зданий и сооружений, которых великое множество во всем Мире.
Из кирпича создавали и до настоящего времени создают настоящие произведения искусства, со своим характером и уникальностью. Прекрасным примером в наше время являются неповторимые города Европы, культурные столицы большинства государств, которые не перестают удивлять работой архитекторов.
С развитием строительной сферы, технологии и качество кирпича как строительного материала, получило достаточно изменений, свойств высокого качества, надежности и долговечности. Потому спрос на этот материал всегда высок и он всегда востребован.
Существует несколько видов кирпича и классификация по разным критериям, каждый из которых обладает своими свойствами, достоинствами и недостатками, каждый из которых мы рассмотрим в этой рубрике. Но также имеются и общие характеристики, присущие каждому виду кирпича как изделию, приведем их ниже.
Основные свойства и характеристики кирпича:
2.Марка по показателю прочности
4. Морозостойкость кирпича
5. Водопоглощение кирпича
Размер кирпича
в странах СНГ определяются как:
— стандартный кирпич (одинарный) 250х120х65 мм
— полуторный кирпич 250х120х88 мм
— двойной кирпич 250х120х138 мм
в Европейских странах свой подход к размеру кирпича:
— кирпич евро 250х88х65 мм
— одинарный 288х138х65 мм
Кроме того, в зависимости от проекта и архитектурных решений здания, кирпич выполняют разного размера и формы, цвета.
фасад кирпичного дома
Марка кирпича по показателю прочности:
Прочность кирпича – это его способность, без разрушения, выдержать механическую нагрузку на сжатие, растяжение и изгиб. Это одна из основных характеристик, обозначается буквой М и следующей за ней цифрой: М50, М75, М100, М125, М150, М175, М200, М250, М300, которая определяет сколько килограммов на 1 см² может выдержать изделие.
Теплопроводность кирпича:
Коэффициент теплопроводности кирпича — это соотношение количества тепловой энергии, теряемого за 1 метр толщины конструкции при разнице температур в 1 градус между наружной и внутренней поверхностью.
Чем ниже коэффициент, тем выше теплопроводность, в условиях низких температур для строительства жилых сооружений, более подходит кирпич с низкой теплопроводностью, если одной из задач является сохранение тепла в помещении.
— Полнотелый кирпич — имеет теплопроводность 0,5-0,6 Вт/м °С. И характеризуется довольно высокой теплопроводностью.
— Пустотелый кирпич – имеет коэффициент теплопроводности 0,32-0,39 Вт/м °С., поскольку воздух в пустотах имеет более низкую теплопроводность и есть возможность строить стены более тонкими в сравнении с использованием полнотелого кирпича.
фасад из красного кирпича
Морозостойкость кирпича:
— это параметр изделия, который определяет выдержку материала на чередующееся заморозку и оттаивание, до появления существенных изменений в структуре материала. Обозначается буквой F и следующим за ней числом, которое показывает количество циклов заморозки и оттаивания данного вида кирпича. Например — F15, F25, F35, F50. Чем больше число, следующее за буквой F, тем более устойчив кирпич к перепадам температур. Рекомендуемая марка по морозостойкости не ниже F35. Данный показатель определяется при создании экстремальных условий для изделия, которые возникают крайне редко или совсем не происходят с кирпичом.
Для определения морозостойкости, кирпич полностью насыщают водой. При замораживании, при температуре минус 15—20°С часть воды замерзает в порах с образованием льда. В структуре кирпича возникает внутреннее давление, связанное с переходом воды из жидкого в твердое состояние с увеличением объема примерно на 9%, что и приводит при многократном повторении к расшатыванию структуры с последующим ее разрушением.
Чем менее пористей структура кирпича тем тон более морозостойкий, соответственно самый морозостойкий кирпич это полнотелый, выдерживает больше количество циклов.
Водопоглощение кирпича:
Водопоглощение кирпича — величина, которая в процентах показывает какое количество влаги данный вид кирпича способен впитать и удержать. Водопоглощение определяется следующим образом: кирпич выдерживают в печи при температуре 105-110 °С определённое время, остужают и производят его взвешивание. Затем, его помещают в воду на определённый промежуток времени и вновь подвергают взвешиванию. Разница между этими двумя взвешиваниями в процентном соотношении и есть водопоглощение кирпича.
Имеется взаимозависимость таких показателей как морозостойкость и водопоглощение. Чем выше водопоглощение , тем ниже морозостойкость, поскольку больше воды замерзает в структуре кирпича и соответственно сильнее давление оказывается на изделие изнутри.
Кирпич с водопоглощением выше 9% имеет низкую морозостойкость. Рекомендованным считается водопоглощение 6-12%.
Кирпич — прекрасный и долговечный строительный материал, реально проверенный временем, хорошо подходящий как для частной жилой застройки, таки для возведения многоэтажных зданий.
Область применения кирпича при реализации строительного проекта определяется исходя из его характеристик. От основных показателей кирпичного изделия зависит долговечность и пригодность здания в целом, поэтому их следует обязательно учесть при выборе марки кирпича для реализации тех или иных проектных идей или возведении тела здания в целом.
«Я включаю рэп-баттл — и через три минуты мне становится стыдно за всех»
— На каждый концерт «Кирпичей» приходится 2–3 моих сольных, ну и «Кирпичам» сейчас дают играть. Мы играем 4 концерта в месяц стабильно. И это хорошо! Лет 7 назад такой ситуации не было, мне вообще ничего не нравилось.
— Какие-то проблемы у вас были?
— Точно! Кризис среднего возраста. Я его пережил, как мне кажется.
— И сколько он длился?
— Ну года три-четыре. Мы бухали.
— А вы считаете себя звездой?
— Нет, конечно, даже когда в 90-х мы были совсем в топах. Дело в том, что я всегда был мажором, из очень хорошей семьи, живу всю жизнь на углу Невского и Пушкинской, ну и с детства ощущал к себе интерес и уважение. Денег мне хватает, хотя всегда хочется больше. Я не жирую, не веду буржуазный образ жизни, отношусь к хорошему среднему классу. Запросы у меня скромные, не офигеваю, но могу позволить себе то, что хочется. Например, я собираю японские реплики гитар 70-х годов. Ну за 50 тонн можно купить такую. Ну и пейзажи собираю, вот купил несколько у Юляши.
— У какой Юляши?
— У Юляши Срульнег.
— Не знаю Юляшу Срульнег, к сожалению. Я собирала про вас рассказы среди знакомых. Знаю даже, в какой спортклуб вы ходите.
— Я как раз из спортклуба сейчас.
— Есть такой образ Васи Васина, есть лирический герой ваш, насколько он с вами совпадает. Похожи ли интересы?
— Мне кто-то сказал, что я живу жизнью пенсионера, если не играю концерты. Я проанализировал и решил, что это действительно так. То есть если я не на гастролях, то у меня очень спокойный, размеренный образ жизни: с утра чтение газет, блогов в интернете, далее спортзал. Встаю в 6 утра, в 10 вечера я уже борюсь со сном. То есть в полдевятого я смотрю на часы и понимаю, что засыпать в это время взрослому человеку странно, и чтобы соблюсти приличия, я жду еще целый час.
— А как же гастроли?
— На гастролях режима нет. Недавно играли в Екатеринбурге концерт, который по нашему времени был в полпятого утра.
— А вам в это время уже просыпаться и блоги читать.
— Ну да, говоришь себе: «Держись, Васек».
— Выпивать приходится?
— Так я и выпиваю. Алкоголиком я себя не считаю и всячески отрицаю, если кто-то говорит мне: «Вася, ты алкаш» (хотя, конечно же, я алкаш), то я не признаю. Я веду очень активный образ жизни, у меня очень много всего, и алкоголь мне не мешает творить, работать и т. п.
— А во сколько можете начать выпивать?
— Ну это банка пива перед самолетом. У нас в группе есть дежурство историческое. Когда кто-то один в группе обязательно нажирается как дежурный. Это пошло еще с 1999- года, когда мы жили все в одной квартире в Москве месяц и писали альбом. То есть хотя бы один из рок-группы должен быть в жопу пьяный. Хотя некоторые изображают из себя непьющих иногда. Наш барабанщик Вадик Нос не пил семь лет вообще ни грамма. Три года назад он закончил эту свою страшную историю.
— Как вы это переносили?
— Употребляли всю положенную ему дозу мы с Даней вдвоем. Но Вадик был очень веселым непьющим, он разливал нам алкоголь, бодрил всех и с удовольствием смотрел, как мы напиваемся.
— А в 90-х как угорали? В клипах ваших все выглядит довольно привлекательно.
— Так и было. Несмотря на этот дурацкий ярлык «лихие» девяностые, это было отличное время, все было ржачно, прикольно, ничего жуткого, типа убийств на улице, не было. Вот рейв в Знаменке мне припоминается из ярких событий, где-то год 98–99-й. Народу было тысячи четыре, на одном танцполе «прямая бочка», на другом драм-н-бейс, а на третьем полная шизня — эмбиент, нойз, все такое. Продолжалось все до 9 утра. В основном запомнился рассвет, когда ментовский «козелок» вьехал тогда прямо в толпу рейверов. И по громкоговорителю мент кричал: «Ответственному за проведение праздника просьба подойти к уазику! Остановите дискотеку!» Признали, значит, рейв праздником. Нереально остановить дискотеку. Это было все абсолютное счастье.
— А вы жили так, как это снято в клипах: вот эти огромные тусовки, пьянки, куча девиц?
— Примерно так и жили.
— А сейчас как зависаете или отвисаете?
— Мы садимся в поезд, 10 минут молчим всей рок-группой, выдерживаем паузу, потом около часа треплемся в основном по поводу технических вопросов, какая новая музыка вышла — что говно, что не говно, и у кого как дела. Помимо концертов мы практически не видимся и не созваниваемся, в этом нет нужды, хотя мы активно дружим.
— А что входит в ваш райдер?
— Виски, пиво разливное свежее, еда какая-то, еще «фрукты в изобилии» у нас написано. У Юрия Антонова как-то вычитали в райдере и решили тоже так писать смеха ради. Просто лень переписывать.
— А как жена относится к тому, что вы все время гастролируете, а там же фанатки к вам, наверное, пристают?
— Очень положительно, все на доверии. Она рада, что у меня много концертов.
— А жена ваш единомышленник? Она также, например, любит пиво, как вы?
— Когда я на гастролях, она набирается парой бутылок портера и смотрит сериал «Секс в большом городе».
— А вы сами что смотрите?
— «Анна Каренина» последняя зашла. А так я в основном смотрю романтические комедии и просто комедии. С Адамом Сэндлером, с Мег Райан и вообще все романтические комедии, которые выходят. Сериалы не смотрю, ну вот только «Клан Сопрано» и «Косяки» проперли.
— Моим детям нравится творчество группы «Кирпичи», особенно песня про джедаев, и там, где вы говорите, что вам и без мата нормально: «Заметьте, в этой песне я не ругался матом, я и так понятен любым дегенератам». Но вот вашу совместную песню с Нойзом МС дети до конца послушать не смогли. Они были возмущены, что вы обещали не материться, а тут такое.
— А, точно, это называется «Бред сивой кобылы». Ну так это он там матерится, но не мы. Мы хотели выпустить смешную песню в стиле рэп, а кого позвать? Он тогда был главный рэпер, и наш кореш уже лет 12, вот его и позвали. Там он много импровизирует, очень удачный его фристайл.
— А кто вам из нынешних нравится? «Грибы», Антоха МС, Оксимирон?
— Я очень плохо знаком с материалом. Из рэперов слышал только «Горгород» Окси. Один альбом. Очень хорошо. Я написал в «ВКонтакте» пост, что мне понравился «Горгород», и Мирон мне написал: «Васильич, польщен». Все. Я пару лет назад пытался вникнуть в то, что в топах. Но начинал слушать и вырубал.
— То есть вы такой 20 лет на сцене и все это новое вам неинтересно? Немного свысока взгляд, нет?
— Неинтересно просто. Не цепляет.
— А с какой музыки вы сами начали?
— С Joy Division начал, и группа The Cure. Потом уж Nirvana, Pearl Jam, Bauhaus, RHCP. Основную музыку в нашу тусовку в 90-е приносил я, поскольку мои родители жили в Швеции и я там бывал часто, и единственное, чем я занимался как подросток, — это ходил по магазинам и искал пластинки.
— А как у вас с соцсетями? Теперь вон инстаграм ведете, и там правило записано: один день — одно видео.
— А это я поспорил не помню с кем и не помню на что, что каждый день будет появляться видос в течение года. Так я и держусь этого правила.
— Ну что-то же еще в этом есть? Элемент самолюбования?
— Конечно, однозначно, он нужен такому великому артисту, как я.
— У вас вообще много в творчестве про самолюбование.
— Факт. А почему — это вопрос к психотерапевту.
— Ходите?
— Ходили?
— Да. Два года. Пока был кризис среднего возраста. Помогло.
— Он сказал в конце: «Василий, это последний сеанс»?
— Ну не совсем так, но намек был, что я здоров. И когда он так намекнул, я сразу почувствовал себя очень здоровым. Там же много чисто технической работы. Все травмы детства, а их много, все это лечится. Я чувствовал, что у меня становится лучше с головой. И результат, я надеюсь, продлится до гробовой доски. Я столько знаний впитал от своего психолога, что я могу сам себе помочь, находишь проблему и как-то ее решаешь или обходишь.
— А кто ходит на вас?
— Средний возраст — 31 год. Хотя в целом это смешанная публика.
— А ваши ровесники?
— Моих ровесников уже сложно затащить на концерт, их процентов 20 максимум. На концерты ходят за хитами. А на сольники мои народа втрое меньше приходит, чем на концерты, и там я исполняю олдскул-хип-хоп-ток-шоу. Я треплюсь весь концерт, типа это смешно считается. Есть и импровизация, хотя я не фристайлер.
— А как вам рэп-баттлы?
— Как и с вопросом про современных исполнителей. Я включаю рэп-баттл и через три минуты мне становится стыдно за всех.
— Мы поняли, что вам многое не нравится, а что же вам нравится в музыке сейчас?
— Из русских мне нравится «Громыка», естественно, все пластинки. Группа Glintshake, особенно последний альбом. Siberian Meat Grinder — очень хорошие металлисты, сейчас ребята пашут как фермеры, не просыхая, ездят в туры, я записал вместе с ними песню «Это мой стиль». Отличные молодые ребята, играют быстрый трэш-металл, очень перспективные. Я слушал их пластинки в спортзале, металл очень помогает качать. А потом они сами на меня вышли.
Камень на камень, кирпич на кирпич.
Я до сих пор не знаю откуда, как и через кого в нашу деревенскую глушь попали эти стишки. Мне тогда было лет семь, я ходил в 1-й класс, а на перемене рубил чёткие и простые фразы, декламируя вслед за кем-то:
Камень на камень, кирпич на кирпич —
Умер наш Ленин Владимир Ильич.
Жалко рабочему, жалко и мне:
Доброе сердце зарыто в земле.
Кому-то, наверное, это покажется странным, но на днях я взялся заново перечитывать двухтомник Доры Штурман «О вождях российского коммунизма». Книга, естественно, открывается большим очерком о Ленине: «Победа и крушение Ленина» и именно с его последних дней. Вот тут-то мне на память и пришли детские стишки про «камень на камень, кирпич на кирпич. » Мне показалось любопытным отыскать автора этих строк, если такой известен.
Не сразу, но нашёл ссылку, что это строки из «ленинианы» Маргариты Ильиничны Симонович-Шор-Ивенсен. Однако самого стихотворения в полном его объёме не нашёл, поисковик в интернете постоянно выводит на очередную пародию, коих оказывается пруд пруди, начинающихся с этих строк. Но зато почитал её стихи 30-х годов о грядущей войне в коллективном сборнике рассказов и стихов «Танк смерти». А также обнаружил краткую биографию автора строк «Камень на камень, кирпич на кирпич. «:
«Маргарита Ильинична Ивенсен (Шор-Ивенсен, урожденная Симонович; 15 июня 1903 г., Москва — 8 июля 1977 г., Москва) — русский поэт, детский писатель и переводчик. Отец Маргариты, Илья Симонович, тоже коренной москвич, был сыном купца 1-гильдии Адольфа Симоновича, его мать, урожденная Гиршман, родная сестра Владимира Иосифовича Гиршмана, фабриканта, мецената, собирателя произведений русской живописи и прикладного искусства. Маргарита — внучатая племянница Владимира Гиршмана, увековеченного известным портретом Валентина Серова. В 1902 г. Илья Симонович женился на Луизе Ивановне (Яновне) Паулин — рижанке из семьи столяра-краснодеревца. Корни семьи были крестьянские. Жили скромно, отец Маргариты был коммивояжером, а после 17-го года работал в разных учреждениях бухгалтером. Но он любил и знал изобразительное искусство, покупал для дочери книги и художественные альбомы. Маргарита окончила гимназию (Головачевская гимназия в Москве), хорошо рисовала, с самого раннего возраста писала стихи. В 1922 году она поступила на частные курсы Александра Германовича Шора, где живопись преподавал Илья Машков. Здесь познакомилась она с основателем и директором курсов А.Г. Шором и вскоре вышла за него замуж. В 1924 г. родилась старшая дочь Агда, в 1926 — младшая Гедда. После рождения дочерей Маргарите Шор пришлось бросить регулярные занятия живописью. С тридцатых годов она начала печататься, реализовав себя в детской поэзии. Первая книжечка стихов «Нас много» с иллюстрациями художника Брея вышла в 1931 г. Секцией детской поэзии в Союзе писателей в те годы руководил Самуил Маршак. В 1934 году М.И. Шор вступила в Союз Советских Писателей. Она взяла псевдоним — Маргарита Ивенсен, и с этим именем вошла в детскую литературу«.
(Источник: https://www.geni.com/people/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0-%D0%A8%D0%BE%D1%80-%D0%98%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B5%D0%BD/6000000033114288102)
Но вернусь к Доре Моисеевне Штурман и к её «Победе и крушению Ленина». В отличие от многих чрезвычайно ангажированных авторов она всё-таки пыталась писать непредвзято, без излишних эмоциональных оценок раскрыть тему. Но, тем не менее, и у неё проскальзывают, например, такие оценки того же Сталина, как «начальника режима» семьи Ульяновых. Это когда Политбюро назначило Генерального секретаря ответственным за выполнение всех предписаний лечащих врачей. Ленин у неё опять-таки «загнанный» и «чувствует весь ужас перечёркнутости своих личных прав». А постановление Политбюро, разрешающего Ленину работать в день по 5-10 минут, по мнению Доры Моисеевны, вообще издёвка.
О последнем периоде жизни В.И.Ленина написано очень много. Наиболее обильными были публикации периода так называемой «перестройки», когда печатные издания соревновались в противопоставлении хорошего, доброго Ленина и плохого, злого Сталина. Кстати, и двухтомник Доры Штурман из тех времён. Авторское предисловие моего издания помечено 1992 годом. Тогда, по-моему, успели подсуетиться все: и Коротич с «Огоньком», и Михаил Шатров, настоящая фамилия Маршак (любопытная деталь: тётя Михаила Шатрова/Маршака — Нина Семёновна Маршак (1884—1938) — первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, вторым браком — за Предселателем Совнаркома РСФСР и Совнаркома СССР Алексеем Рыковым), с пьесами «Диктатура совести» (1986), «Брестский мир» (1987), «Дальше… дальше… дальше!» (1988), и Анатолий Рыбаков, настоящая фамилия Аронов, с романами «Тяжёлый песок» и «Дети Арбата». А фигур объёмом поменьше и талантом пожиже вообще не перечесть.
Эти последние ленинские статьи и письма были широко известны ещё в 70-е годы, когда я в бытность студентом университета конспектировал их по: 1) истории КПСС; 2) политической экономии; 3) марксистско-ленинской философии; 4) научному коммунизму. До сих пор могу цитировать отдельные места из этого «ленинского наследия». Работы чрезвычайно известные с такими не совсем понятными названиями «Как нам реорганизовать Рабкрин», «Лучше меньше, да лучше» и т.д. и т.п. Кстати, действительно при жизни В.И.Ленина большинство из них не было опубликовано. И это не удивительно. А чему собственно удивляться? У вождя к моменту их написания или диктовки не просто случился инсульт, а случился на фоне тяжелейшего органического поражения головного мозга. Буквально где-то через три месяца Ленин стал невменяемым.
В отличие от всех этих Коротичей, Шатровых/Маршаков, Рыбаковых/Ароновых, Штурман и иже с ними, писавших о том, как злой Сталин препятствовал работе мысли гениального вождя, члены Политбюро прекрасно понимали, что происходит с Лениным. Поэтому Юрий Пятаков в 1928 году, тщательно подбирая выражения, оценил ленинские работы последнего периода как «неудачные». Странно, но почему-то никто из современных защитников Ленина не обратил внимание что перед ними не запертый в клетку пленник, а совершенно больной человек. Вот скажите, пожалуйста, это поведение нормального человека?
Из рассказа ленинского секретаря М.А.Володичевой: «Все статьи и документы, продиктованные В.И.Лениным за период времени с декабря 1922 года (20-е числа) до начала марта 1923 года, переписывались по желанию В.И.Ленина в пяти экземплярах, из которых один он просил оставлять для него (для передачи в газету «Правда» — А.Б.), три экземпляра — Надежде Константиновне и один — в свой секретариат (строго секретно). Экземпляр, посылаемый в «Правду» . передавался Марии Ильиничне«. Мария Ильинична была одним из редакторов «Правды». Кто-нибудь мне объяснит, что-нибудь вразумительное о «строгой секретности» экземпляра для секретариата и трёх экземпляров для Крупской. Эти экземпляры по требованию Ленина запечатывались в конвертах сургучной печатью и должны были подписаны, что вскрыть их может только В.И.Ленин, а после его смерти Надежда Константиновна. Напомню, что одновременно с этими мерами по обеспечению сверсекретности написанного, первый экземпляр свободно ходит по рукам в редакционных кабинетах «Правды».
Я хорошо помню, как в годы горбачёвской «перестройки» дружный хор звал всю страну: «Назад к Ленину!» К Ленину сургучных печатей на конвертах? Воссоздавать Рабкрин? С чего начинали кооперативное движение? Правильно. Апеллируя к ленинской статье «О кооперации«. Те самые кооперативы, с которых началось растаскивание и разворовывание советской экономики. Я смело могу утверждать, что Михаил Сергеевич, вслед за созданием кооперативов приступая к реконструкции Советского Союза, в качестве инструкции использовал ещё одну из последних работ Владимира Ильича: «К вопросу о национальностях или об автономизации«. Результат сегодня всем известен.
Камень на камень, кирпич на кирпич —
Умер наш Ленин Владимир Ильич.
Жалко рабочему, жалко и мне:
Доброе сердце зарыто в земле.
Стоп! Последний пункт до сих пор не выполнен. Предполагаю, что в 2024 году Владимир Владимирович обязательно, как раз под окончание своего президентского срока, поступит по-человечески: захоронит Владимира Ильича Ленина в земле.
Кирпич: 8 тысяч лет истории
Самая старая находка, свидетельствующая о востребованности кирпичного строительства, датируется 8 тысячелетием до нашей эры. Эти кирпичи найдены на Среднем Востоке, и анализ их структуры показал, что изготавливались они из глины, грязи и смолы; бруски формировались вручную и высушивались на солнце.
Первые кирпичи были необожженными: сушка под жарким солнцем делала глину твердой, как камень. Первопроходцами в деле обжига кирпичей стали египтяне: на в изобилии сохранившихся фресках времен фараонов мы можем наблюдать, как происходил процесс изготовления кирпича и строительство из него.
Кстати, что интересно, разница между древнееегипетской стройкой и современной невелика, — разве что для переноски кирпичей использовалось коромысло, а правильность кирпичной кладки проверялась треугольником. Принцип возведения сооружений с тех пор мало изменился.
На западе в древние времена был востребован саманный кирпич: его изготавливали из пористой известковой глины с добавками минералов – кварца, смолы и пр., и эти сформированные «кирпичики» высушивали под солнцем.
Древний кирпич был плоским, а по форме напоминал квадрат. Древняя Пирамида Солнца была создана ацтеками как раз из саманного кирпича и дожила до наших дней, сохранив прекрасный внешний вид.
Примерно три тысячи лет назад произошло знаковое для строительства событие – каменную кладку строители начали скреплять раствором. Раствор изготавливался на основе известняка и применялся не только для возведения оборонительных сооружений, но и в жилом строительстве. Приблизительно в это же время стали появляться новые строительные материалы на основе глины: сырцовый кирпич из высушенной на солнце глины и глинобитные камни, изготовленные из глины и соломы.
Широко практиковалось строительство из сырого кирпича: под давлением конструкции элементы кладки слипались между собой, образуя монолитную поверхность.
На основе применения сырцового кирпича появилась технология обжига глиняных кирпичей; их клали с применением прочных растворов. Обожженный кирпич представлял собой плоские керамические плиты прямоугольной формы, размерами 31-65 см. в длину и толщиной до 10 см. Первое появление такого кирпича на территории бывшего СССР было отмечено в Причерноморье, в I-II веках до н.э.
Во времена расцвета Киевской Руси керамический кирпич, также известный как плинф, получил повсеместное распространение. Был он довольно тонкий, до 5 см: плинф большей толщины получить было затруднительно по причине весьма примитивного способа напольного обжига. В X-XII веках основная масса каменных построек на Руси возводилась из грубо обработанного природного камня; кирпич использовался только в некоторых сооружения для выравнивания кладки.
По мере развития технологии кирпичного производства кладка из глиняного кирпича с применением известкового раствора получает все большее распространение. Отличалась тогдашняя кладка большой толщиной шва: раствор для кладки изготавливался с применением толченого кирпича и отличался высокой прочностью.
До XVI в вместе с развитием технологии кирпичного строительства повсеместно продолжалось совершенствование способов кладки из тесаного природного камня.
Но к началу XVII в кирпич прочно вошел в обиход, став ведущим материалом для строительства жилых домов. Размеры кирпича уже в это время практически приблизились к современным, но различались от производителя к производителю. Уже тогда и строители, и фабриканты стали задумываться о необходимости разработки единого стандарта размеров для кирпича.
Тогдашнее производство кирпича в набивных формах было довольно кустарным, но прогресс на месте не стоял, и к началу XIX в качество кирпича заметно выросло: он получил более правильную форму, а также единообразную толщину.
Во второй половине XIX в удалось добиться выпуска единообразного сырцового кирпича: появился свод правил для казенных заводов, регламентирующий размер не сырого кирпича, а уже обожженного изделия.
«Казенный» кирпич имел размер 267х133х67 мм., и фабриканты ставили на него свое клеймо – в виде название завода либо инициалов его владельца.
Увы, форма его была неидеальной, и в процессе кладке каменщикам приходилось «играть» на толщине швов между кирпичными рядами, чтобы кладка была более-менее ровной.
Спустя почти целое столетие в Советском Союзе был установлен стандарт на кирпич, который актуален и сегодня. Благодаря развитию технической мысли, в частности, способов обжига, — с тех пор мы пользуемся кирпичом единого вида и формы, размеры которого всегда одинаковы – 250х120х65 мм.
К сожалению, от технологий производства сильно отставали способы каменной кладки: еще в 20-х годах прошлого века работа каменщика была нерациональной настолько, что требовала несоразмерных результату трудозатрат.
Например, для обеспечения эстетичной перевязки швов по вертикали в то время делали предварительную кладку насухо, без применения раствора, — так каменщик «примерялся». В 30-х годах считалось необходимым также заполнение раствором вертикальных швов каменной кладки, — что гарантировало непродуваемость: работа эта была кропотливой, и требовала много времени и сил. Но к середине прошлого века были разработаны новые способы укладки кирпича, которые позволяли уменьшить трудозатраты за счет осуществления перевязки швов без предварительной сухой кладки и делали излишним заполнение вертикальных швов.
Интересен способ подноса кирпичей: его осуществляли «козоносы», рабочие, которые перемещали кирпич в специальной емкости с ножками, которая крепилась на спину.
Кладка, кстати, выполнялась каменщиком без привлечения подсобных рабочих: мастер одновременно правой рукой набрасывал на стену раствор, а левой – брал кирпич с подмостков.
Несмотря на низкий уровень развития технологий каменной кладки до середины века, некоторые тогдашние приемы пользуются успехом и поныне. В частности, чтобы разбить кладку по высоте, использовались специальные рейки, равные высоте этажа; на них наносилась разметка перемычек – оконных, подоконных, дверных и пр. Верх пола первого этажа соответствовал нулевой отметке, а дальше на каждом этаже по этой же рейке из кладки на четверть от собственной длины выпускался отдельный кирпич: от него велась разметка следующего этажа, и так далее. По окончании кладки выступающие четверти срубались.
Современный способ кладки заимствован из Америки; на основе опыта тамошних каменщиков в Советском Союзе была разработана система раскладки кирпичей в местах пересечений стен, в которой использование неполномерных элементов было минимальным.
В советское время технология кирпичной кладки была рационализирована: появились более удобные инструменты, в частности, в инвентарь каменщика вместо маленького мастерка вошла кельма – лопатка с большим полотном.
В середине прошлого века в технологии кладки для подачи, нанесения и разравнивания раствора стала применяться ковш-лопата.
Именно советские специалисты справились с главным недостатком кирпичного домостроения – сезонностью: до 40-х годов кирпичная кладка по всему миру могла выполняться только при условии положительной температуры окружающей среды, что тормозило скорость строительства. Но благодаря использованию подогретого раствора, противоморозных добавок, пластификаторов и появлению холодоустойчивых растворов, кирпичная кладка как в России, так и во всем мире может осуществляться круглый год.
Начиная с 50-х годов прошлого века технологии кирпичной кладки остались практически неизменными. Да, появляются новые растворы и добавки, повышающие эксплуатационные характеристики кирпичного дома, — но способ самой кладки, а также применяемые инструменты, используются те же, что и более полувека назад.
Читайте также интересное в блоге:
Постоянная рубрика хенд-мейд:
Подписаться в три клика на обновления моего блога в жж — невероятно просто, но зато читать каждый день невероятно приятно! Я именно тот блогер, которого очень не хватает топу:)