Raimondirus.ru

RAiMONDI
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правила нормирования закупок бюджетных учреждений

Правила нормирования закупок бюджетных учреждений

В соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе с 01.01.2016 заказчики, к которым относятся и бюджетные учреждения, должны будут при осуществлении закупок применять нормирование — использовать требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе параметрам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг (ТРУ). Эти требования позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приведут к закупкам ТРУ, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши <1>. Рассмотрим правила, действующие при нормировании таких закупок.

<1> Статья 19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон о контрактной системе).

Применение нормирования предполагалось ввести с 01.01.2015, поэтому уже осенью 2014 г. Правительство РФ установило Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами <2>. Но поскольку вступление в силу данной части Закона было отложено <3>, другие федеральные подзаконные нормативно-правовые акты по рассматриваемому вопросу стали появляться только с осени 2015 г. В частности, к ним относятся документы, вступающие в силу с 01.01.2016:

  1. Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.09.2015 N 926;
  2. Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)" (далее — Постановление N 927).

Нормирование на региональном и муниципальном уровнях

Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ), в отличие от Постановления Правительства РФ от 13.10.2014 N 1047, напрямую относятся к закупочной деятельности бюджетных учреждений рамочные нормы. В соответствии с ними учредители бюджетных учреждений (в лице высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций) должны принять собственные нормативные правовые акты в отношении нормирования закупок заказчиков.

Итак, что же требуется сделать, например, на уровне региона или муниципального образования в отношении нормирования закупок заказчиков, в том числе бюджетных учреждений? Во-первых, необходимо установить правила определения требований к закупаемым отдельным видам ТРУ (в том числе предельных цен ТРУ). Во-вторых, нужно утвердить сами требования к закупаемым отдельным видам ТРУ (в том числе их предельные цены) в форме перечня отдельных видов ТРУ, в отношении которых определяются потребительские свойства (включая характеристики качества) и иные параметры, влияющие на цены, — так называемый ведомственный перечень. Например, на уровне региона правила определения требований должны быть разработаны высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (правительством, кабинетом министров, администрацией), а ведомственный перечень — отраслевыми государственными органами (региональным министерством здравоохранения, региональным департаментом труда и занятости и т.д.).

Обязательный перечень

В правилах определения требований должны содержаться обязательный в отношении всех ведомств перечень нормируемых видов ТРУ, их потребительские свойства и иные характеристики, значения таких свойств и характеристик (включая предельные цены ТРУ). Этот обязательный перечень должен составляться по установленной форме. Здесь сразу же обратимся ко второму документу из вышеприведенного списка (Постановление N 927), поскольку он и является примером подобных правил на федеральном уровне. Мы видим, что в данном документе Обязательный перечень включает в себя следующие виды товаров: портативные компьютеры (в том числе планшеты), настольные компьютеры, печатающие устройства (принтеры, сканеры, МФУ), мобильные телефоны, легковые автомобили, микроавтобусы, грузовые автомобили, различные виды мебели для сидения из металла и дерева. Товары, работы и услуги должны быть указаны с учетом их наименований в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

Ведомственный перечень

В правилах определения требований также должен содержаться порядок формирования и ведения государственными или муниципальными органами ведомственного перечня и его примерная форма. Ведомственный перечень должен составляться на основе Обязательного перечня и может дополняться товарами, работами, услугами, не входящими в последний. Если в Обязательном перечне по каким-то позициям не приведены значения свойств и характеристик (в том числе предельные цены), это нужно сделать в ведомственном перечне. Например, на федеральном уровне в Обязательном перечне по портативным компьютерам и планшетам или грузовым автомобилям никаких значений нет, а вот по мобильным телефонам есть: в частности, указано, что стоимость телефона для руководителя федерального государственного органа центрального аппарата не может превышать 15 тыс. руб., для сотрудника данного органа категории специалист — 5 тыс. руб. и т.д. (см. Постановление N 927). Таким образом, в отношении портативных компьютеров и планшетов, грузовых автомобилей и других позиций федерального Обязательного перечня, по которым в нем не приведено значений свойств и характеристик, отраслевые федеральные государственные органы будут устанавливать значения сами при формировании своих ведомственных перечней. В принципе по тому же пути могут пойти высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации — в каких-то случаях обозначить в обязательном перечне сами ТРУ, закупка которых подлежит нормированию, а определение характеристик и свойств (включая предельные цены) делегировать отраслевым государственным или муниципальным органам.

Читайте так же:
Известково цементного раствор его прочность

Регионы и муниципалитеты должны внести в свои обязательные перечни те ТРУ, по которым в федеральном Обязательном перечне установлены предельные цены и (или) значения характеристик (свойств). Например, грузовые автомобили можно в региональный обязательный перечень не включать (значения свойств и характеристик в федеральном Обязательном перечне по ним не даны), а вот мобильные телефоны включать необходимо.

Допускается, что свойства и характеристики той или иной позиции в ведомственном перечне могут отличаться от свойств и характеристик этой позиции в Обязательном перечне, но тогда надо указать обоснование отклонения значения с учетом функции ТРУ. Например, заказчикам могут требоваться автомобили повышенной мощности (поскольку предполагается, что они будут эксплуатироваться в условиях бездорожья), следовательно, более дорогие.

Количественные и (или) качественные показатели характеристик и свойств отдельных видов ТРУ могут быть выражены в виде точного значения, диапазона значений или запрета на применение таких характеристик (свойств). Например, можно установить, что какой-то товар должен соответствовать конкретному ГОСТу, мощность двигателя автомобиля не должна превышать определенного числа лошадиных сил, а наручные часы не должны быть инкрустированы драгоценными камнями. Используемые при формировании обязательного перечня значения потребительских свойств (в том числе характеристики качества) и иных параметров отдельных видов ТРУ определяются в количественных и (или) качественных показателях с обозначением (при необходимости) единицы измерения согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения <4>.

<4> ОК 015-94 (МК 002-97) "Общероссийский классификатор единиц измерения", утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 366.

При решении вопроса, какие ТРУ помимо тех позиций, которые будут присутствовать в обязательном перечне, включать в ведомственный перечень, следует руководствоваться такими критериями, как доля расходов и доля контрактов на закупку отдельных видов ТРУ государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений в общем объеме расходов соответствующих государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений на приобретение ТРУ. Конкретное значение этих критериев должно быть указано в региональных или муниципальных правилах определения требований. Например, на федеральном уровне установлено, что ТРУ, не включенные в Обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень при условии, что средняя арифметическая сумма значений названных критериев превышает 20% (см. Постановление N 927). Скажем, если доля расходов подведомственных казенных и бюджетных учреждений какого-нибудь федерального министерства на закупку конкретной работы по ОКПД (допустим, работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений — код 41.20.40) составляет 30%, а доля контрактов на эти работы — 20%, то среднеарифметическая сумма будет равняться 25%, следовательно, такие работы должны быть включены в ведомственный перечень. А вот, например, если доля расходов — 35%, а доля контрактов 5%, то среднеарифметическая сумма будет 20% (превышения нет) и, соответственно, данные работы включать в ведомственный перечень не обязательно. Отметим еще, что при разработке своих правил определения требований регионы и муниципалитеты могут дополнительно установить и другие критерии включения отдельных ТРУ в ведомственный перечень, однако дополнительные критерии не должны вести к сужению перечня. Иными словами, нельзя определить, что в ведомственный перечень не должны включаться какие-то ТРУ (например, продукты питания), и наоборот: можно установить, что в ведомственный перечень должны в обязательном порядке включаться такие товары.

Должность имеет значение!

Требования к отдельным видам ТРУ, закупаемым государственными и муниципальными бюджетными учреждениями, разграничиваются по категориям и (или) группам должностей работников учреждений согласно штатному расписанию — например, руководитель учреждения, заместитель руководителя учреждения, руководитель структурного подразделения учреждения, специалист. Это касается предметов персонального пользования — легкового автомобиля, мебели, средств связи и т.п.

В частности, можно определить, что для руководителя учреждения допускается закупка товара с одними характеристиками и свойствами (в том числе предельной ценой), а для руководителя структурного подразделения — с другими (менее функционального и пр.).

Иными словами, поскольку в федеральных Правилах указано, что для такого государственного служащего может быть закуплен легковой автомобиль с мощностью двигателя не более 200 лошадиных сил и стоимостью не более 1,5 млн руб. (см. Постановление N 927), то руководитель бюджетного учреждения в регионе или муниципалитете не может рассчитывать на закупку себе какого-то более мощного и (или) более дорогого транспортного средства. Есть аналогичные ограничения и в отношении остальных сотрудников бюджетных учреждений (не являющихся руководителями) — по этим ограничениям нельзя превышать значения свойств и характеристик, установленные Правительством РФ для государственных гражданских служащих, замещающих должность в федеральном государственном органе, относящуюся к категории "специалист". Например, рабочее кресло для такого сотрудника можно купить, только если оно из искусственной кожи или другого материала искусственного происхождения, натуральная кожа в виде обивки не положена (Постановление N 927).

Отметим: ограничения по нормированию касаются только закупок бюджетного учреждения, осуществляемых им в рамках Закона о контрактной системе. Если закупка легкового автомобиля производится на средства, полученные учреждением от оказания платных услуг (выполнения платных работ) в рамках Закона N 223-ФЗ <5>, каких-то ограничений касательно, например, мощности автомобиля или его цены здесь не будет.

Читайте так же:
Механизированный способ цементной стяжки

<5> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Заключение

Таким образом, до 01.01.2016 в регионах и муниципалитетах должны появиться правила определения требований к закупаемым ТРУ, включая общеведомственный обязательный перечень нормируемых объектов закупки и ведомственные перечни. Именно ведомственные перечни, созданные органами, которые выполняют функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений, будут оказывать непосредственное влияние на закупочную деятельность последних в части нормирования.

Руководителям бюджетных учреждений рекомендуется не просто сидеть и ждать, когда им "спустят" этот документ, а участвовать в разработке, чтобы его содержание было адекватным реальности и не стало препятствием для деятельности учреждения.

Нормирование закупок на разных уровнях

Следует помнить, что после вступления в силу с 01.01.2016 всех необходимых документов касательно нормирования закупок бюджетные учреждения должны будут привести в соответствие с данными документами свои планы закупок и планы-графики закупок, осуществление которых предполагается в 2016 г. (если в этих документах планируется закупка ТРУ со свойствами и характеристиками, не соответствующими установленным). Вот почему уже сейчас важно быть в курсе того, какие конкретные правила игры собираются вводить относительно нормирования закупок учредители.

Порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному архивному агентству

Порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному архивному агентству (далее – Порядок) разработан в соответствии с пунктом 28 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226; 2016, № 24, ст. 3525, № 42, ст. 5926, № 46, ст. 6468; 2017, № 38, ст. 5636, № 51, ст. 7812; 2018, № 30, ст. 4751, № 50, ст. 7755), в целях определения нормативных затрат на выполнение федеральными бюджетными учреждениями, подведомственными Федеральному архивному агентству (далее – учреждения), работ в соответствии с федеральным перечнем (классификатором) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – нормативные затраты на выполнение работ).

Нормативные затраты на выполнение работ определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение работ учреждениями (далее — государственное задание).

Нормативные затраты на выполнение работ, определяемые в соответствии с Порядком, учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

II. Состав и расчет нормативных затрат на выполнение работы

Нормативные затраты на выполнение работы, установленной государственным заданием, на соответствующий финансовый год определяются по следующей формуле:

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы в соответствующем финансовом году;

Gj – нормативные затраты, определенные для j-й группы затрат на единицу работы на соответствующий финансовый год, где j – соответствующая группа затрат.

Нормативные затраты на выполнение работы рассчитываются на работу в целом или в случае установления в государственном задании показателей объема выполнения работы – на единицу объема работы.

В нормативные затраты на выполнение работы включаются в том числе:

а) затраты на оплату труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, непосредственно связанных с выполнением работы;

б) затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), используемого в процессе выполнения работы, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества;

в) затраты на формирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работы), с учетом срока их полезного использования в случае, если указанные затраты в соответствии с общими требованиями не включены в состав затрат, предусмотренных подпунктом «б» настоящего пункта;

г) затраты на иные расходы, непосредственно связанные с выполнением работы;

д) затраты на оплату коммунальных услуг.

Затраты на коммунальные услуги определяются обособленно по видам коммунальных ресурсов:

затраты на холодное водоснабжение и водоотведение;

затраты на горячее водоснабжение;

затраты на теплоснабжение;

затраты на газоснабжение;

затраты на электроснабжение.

Определение затрат на оплату коммунальных услуг производится исходя из натуральных показателей потребления коммунальных услуг в текущем финансовом году с учетом тарифов очередного финансового года, изменения площадей в очередном финансовом году по сравнению с отчетным финансовым годом и ввода в эксплуатацию новых площадей (вывода из эксплуатации площадей), требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения;

Читайте так же:
Дюкастель цемент для волос

е) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества.

В состав затрат на содержание объектов недвижимого имущества входят:

затраты на эксплуатацию систем охранной сигнализации и пожарной безопасности;

затраты на аренду недвижимого имущества и земельных участков;

затраты на проведение текущего ремонта объектов недвижимого имущества;

затраты на содержание прилегающих территорий;

прочие затраты на содержание объектов недвижимого имущества.

В случае сдачи в аренду с согласия Росархива недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением Росархивом или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему Росархивом на приобретение такого имущества, затраты на содержание соответствующего имущества включаются в состав арендной платы и не учитываются при определении нормативных затрат на содержание имущества;

ж) затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества и имущества, необходимого для выполнения государственного задания, а также затраты на аренду указанного имущества.

В состав затрат на содержание объектов особо ценного движимого имущества входят:

затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;

затраты на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с выполнением работы;

затраты на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

прочие затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

з) затраты на формирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования;

и) затраты на приобретение услуг связи, определяемые исходя из фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном и стоимостном выражении и включающие в себя в том числе затраты на использование местной, междугородней и международной телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

к) затраты на приобретение транспортных услуг, определяемые исходя из фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении;

л) затраты на оплату труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в выполнении работы, включая административно-управленческий персонал;

м) затраты на прочие общехозяйственные нужды.

В состав затрат на прочие общехозяйственные нужды входят:

затраты на ремонт и техническое обслуживание офисной и бытовой оргтехники, мебели;

затраты на командировочные расходы;

затраты на приобретение и сопровождение программных продуктов;

затраты на уплату государственных пошлин;

затраты на повышение квалификации работников;

затраты на приобретение мебели, канцелярских и хозяйственных товаров, периодической литературы;

затраты на приобретение бланков и переплетные работы;

Затраты, указанные в подпунктах «в» и «з» настоящего пункта, рассчитываются на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе выполнения работы (основные средства и нематериальные активы, амортизируемые в процессе выполнения работы) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 52; 2018, № 19, ст. 2749), и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых исходя из содержания выполняемых работ.

Затраты на аренду имущества, включенные в затраты, указанные в подпунктах «б», «е» и «ж» настоящего пункта, учитываются в составе указанных затрат в случае, если имущество, необходимое для выполнения государственного задания, не закреплено за учреждением на праве оперативного управления.

При определении нормативных затрат на выполнение работы применяются показатели материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для выполнения работы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками, регламентами и паспортами выполнения работ в установленной сфере, или на основе усреднения показателей деятельности учреждения, которое имеет минимальный объем указанных затрат на выполнение работы в установленной сфере, или на основе медианного значения по учреждениям, выполняющим работу в установленной сфере деятельности, в соответствии с Порядком.

В объем финансового обеспечения выполнения государственного задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

III. Порядок утверждения нормативных затрат на выполнение работ

Нормативные затраты на выполнение работ на очередной финансовый год, рассчитанные в соответствии с Порядком, утверждаются руководителем Росархива одновременно с утверждением государственного задания не позднее 15 рабочих дней со дня доведения Росархиву как получателю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение предоставление выполнения государственного задания.

Значения нормативных затрат на выполнение работы утверждаются руководителем Росархива путем проставления грифа утверждения, содержащего наименование должности, подпись (расшифровку подписи) и дату утверждения.

Читайте так же:
Керамзито цементная стяжка пола пропорции

Изменение нормативных затрат в течение срока выполнения государственного задания осуществляется (при необходимости) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации (включая внесение изменений в указанные нормативные правовые акты), приводящих к изменению объема финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Сколько нужно закупить цемента для приготовления раствора разных марок?

Расход и марка цемента, использующиеся для приготовления 1 м3 цементных растворов или бетонов разных марок, являются отправной «точкой» для приобретения других компонентов: песка, щебня, извести и модифицирующих добавок.

20120827_190838

Для удобства рачительных застройщиков привыкших расходовать свои средства оптимально рационально, приводим таблицу норм расхода цемента на 1 м3 раствора популярных марок, составленную на основании «главного» строительного документа «СП82-101-98».

Норма расхода цемента на кубометр раствора

Марка раствораРекомендуемая марка «вяжущего»Расход цемента на «кубометр» раствора, кг
М200М500415
М400480
М150М500345
М400400
М300490
М100М500275
М400325
М300395
М75М500220
М400265
М300335
М200445
М50М400200
М300250
М200345
М25М300155
М200215

Область применения раствора разных марок

Норма расхода цемента на 1 м3 раствора будет неполной, если не сообщить читателям, для каких целей можно использовать раствор той или иной марки:

  • Марка М25. Смешанный (сложный) раствор для кладки строительных конструкций;
  • Марка М50. Популярный смешанный сложный раствор для кладки кирпича (других видов «каменных материалов) и обустройства армированной («сеточной») стяжки пола;
  • Марка М75. Применяется для: каменно-кирпичной кладки, производства виброкирпичных конструкций, обустройства стяжек пола небольшой толщины, монтажа перемычек (длиной не более 2 метров), обустройства подземных коммуникаций, строительства конструктивных тяжело нагруженных элементов помещений производственных цехов;
  • Марка М100. Применение – строительные, кладочные и штукатурные работы всех видов, а также заполнение горизонтальных и вертикальных стыков панельных конструкций;
  • Марка М150. Используется для кладочных и штукатурных работ, отделки гидротехнических сооружений, укладки керамической плитки, обустройства чистовой стяжки, а также для заполнения швов панельных стен. Кроме того раствор М150 может быть использован для заливки фундаментов зданий расположенных на «слабых» и влажных грунтах;
  • Марка М200. Применяется для монтажа виброкирпичных панелей, заполнение стыков, штукатурных работ, гидроизоляции и укладки отделочных материалов.

Норма расхода цемента на 1 м3 бетона разных марок

В частном малоэтажном строительстве под понятием «бетон» обычно подразумеваются марки тяжелого бетона приготовленные из цемента М400 или М400, песка, щебня, воды и присадок (при необходимости). Поэтому приводя таблицу расхода цемента на куб бетона, имеется ввиду самый распространенный вид бетона – «тяжелый» бетон.

Обязательные нормы расходов

Обязательные нормы расходов — параметры, которые прописываются в актах органов госуправления и не могут быть изменены. К обязательным нормам расходов можно отнести нормы затрат на питание, ставки заработной платы, командировочные расходы и так далее.

Обязательные нормы расходов: классификация

нормы расходов

По закону все бюджетные средства, поступающие в госструктуры, могут быть расходованы на:

— выплату зарплаты сотрудникам с учетом заключенных трудовых соглашений, а также действующих на данный период правовых актов. Последние, в свою очередь, регулируются соглашениями (договорами). В них регулируется величина заработной платы для конкретной категории сотрудников;

— выплату зарплаты сотрудникам бюджетных структур, а также финансовое содержание работников муниципальных органов, государственной власти, муниципальных служащих и так далее. Сюда можно отнести финансовое довольствие, зарплату, вознаграждение в форме денежных средств и так далее;

— выплату командировочных средств, а также совершение прочих платежей с учетом действующих норм законодательства и заключенных контрактов (служебных договоров);

— совершение платежей по поставке определенной продукции (товаров), выполнение работ, оказания определенных услуг для муниципальных или государственных нужд;

— выплату налогов, сборов, также совершение прочих обязательных платежей, направляемых в бюджет страны;

— компенсация текущего вреда, который был причинен бюджетным учреждениям при реализации его функций.

Расходование бюджета бюджетными структурами на прочие цели запрещено. Платежи по контрактам, выполнение которых обеспечивается из средств федерального бюджета, проводится с учетом существующих лимитов и норм.

Все существующие нормы расходов можно классифицировать следующим образом:

1. Обязательные и необязательные нормы расходов.

К обязательным относится та категория затрат, которая не может быть изменена ни при каких обстоятельствах (кроме случаев, предусмотренных на законодательном уровне). К данной категории относятся ставки заработной платы рабочих, расходы на зарплату сотрудникам, штат предприятия и так далее. По причине острой нехватки в бюджетных средствах и задержек заработной платы сотрудникам специальных учреждений и администрации разрешается вносить корректировки в данные нормы. Как правило, это может происходить как в сторону повышения, так и снижения.

Необязательных норм на практике гораздо больше (часто они носят название факультативных). Составление данных норм расходов происходит с учетом определенных тонкостей работы той или иной организации. При этом в отличие от обязательных они могут быть скорректированы. К данной категории норм затрат относятся траты бюджетных средств на содержание зданий, освещение, отопление и так далее. У каждой организации есть права корректировать подобные нормы с учетом собственных потребностей и особенностей географического расположения, но в пределах норм, закрепленных на государственном уровне.

Читайте так же:
Защита органов дыхания от цементной пыли

2. Материальные и денежные. К наиболее важным относятся материальные нормы. Они отображают, какой объем средств соответствует конкретной единице измерения затрат. К примеру, сколько продуктов необходимо одному пациенту в больнице на сутки, каким должен быть объем электроэнергии в сутки и так далее. Первичный тип материальных норм проставляется с учетом ежесуточных расходов. После этого показатели суммируются с учетом определенного временного периода.

Денежные нормы показывают реальную стоимость. Такие показатели позволяют охватить общую сумму затрат в комплексе собственных (личных) средств организации, так средства бюджета. Разработкой таких норм, как правило, занимаются НИИ (исследовательские институты). Утверждение расчетов производится на уровне соответствующих госструктур или Правительства РФ.

3. Индивидуальные и комбинированные. Особенность индивидуальных норм заключается в содержании затрат (расходов) только на решение какой-то одной задачи. Применяются индивидуальные нормы при формировании индивидуальных смет тех или иных учреждений.

Комбинированные нормы представляют собой суммарный вариант утвержденных индивидуальных норм по конкретному производственному параметру (показателю). К примеру, такие показатели могут отображать затраты на содержание больничного места (койки-дня). Использование норм дает возможность оптимальным образом подойти к формированию сводных смет и их использования в дальнейшем.

Обязательные нормы расходов также находят отображение в смете расходов. Для бюджетного учреждения такие сметы формируются соответствующими отделами и подписываются руководителем организации (к примеру, главбухом или руководителем). После данные в виде сметы направляются в структуры, которые стоят выше по иерархии. Там они включаются в общую часть ведомства или министерства.

классификация норм расходов

Сводные сметы с включенными в них обязательными и необязательными расходами учитываются в процессе формирования затратной части госбюджета. Как только различные уровни бюджетов утверждены, сметы должны быть рассмотрены и закреплены основными распорядителями бюджетных средств, то есть организациями, которые находятся выше по иерархии.

Обязательные нормы расходов: структура, особенности финансирования

Обязательные нормы расходов реализовываются и «подпитываются» из различных фондов, к примеру, централизованных или децентрализованных. В первом случае речь идет о государственных фондах внебюджетного типа или бюджетах разных уровней. Во втором — о фондах каждого конкретно взятого предприятия (компании). Выполнение текущих норм и расходование средств производится с учетом планов и финансовых актов, которые утверждены компетентными структурами, а далее — утверждены уполномоченными органами.

В современных условиях различные структуры могут получать бюджетные средства на условиях возмездности и возвратности. По сути, речь и дет о получении бюджетного займа на восполнение собственных резервов и выполнение действующих норм расходов (обязательных и необязательных). При этом бюджетная структура самостоятельно выступает в роли ответчика при наличии судебных разбирательств по собственным финансовым обязательствам. Кроме этого, бюджетная организация должна гарантировать исполнение всех финансовых (денежных) обязательств, прописанных в исполнительном документе с учетом действующих обязательств по лимитам.

В БК РФ прописано, что бюджетный кредит — один из видов финансирования в бюджетной отрасли, подразумевающий передачу средств из одного бюджета в другой, а также (при необходимости) предоставление средств юрлицу (резиденту или нерезиденту). При этом во всех случаях сохраняются принципы возмездности и возвратности.

При формировании принципов финансирования затрат, а также создания действующих норм расходов (обязательных и необязательных) соответствующие структуры придерживаются следующих принципов :

принципы норм расходов

1. Плановости. По этому принципу планирование норм расходов должно осуществляться с учетом действующих на текущий момент времени программ и планов. Важный момент — отражение в финансовых планах потребностей в средствах, а также потенциальных источников их привлечения (формирования). При этом финансирование должно производиться с учетом реализации плановых заданий, а также выданных ране средств. Вот почему при корректировке норм и определении планов финансирования используется принцип разбивки на небольшие периоды, а именно:

— соответствие уровню (объему) местных или государственных затрат, отображаемых в соответствующих планах;

— соответствие целевому направлению денег. Это, в свою очередь, подразумевает не только определение общих суммы и действующих норм, но и указание конкретных мероприятий, на которые определенные суммы выделяются;

— соответствие расходов и норм действующим гигиеническим, санитарным, экологическим и прочим показателям, установленным на законодательном уровне;

— соответствие затрат интересам и правам каждого конкретно взятого гражданина, охраняемые законом.

2. Принцип безвозвратности и безвозмездности выделения денег. Сюда не включаются случаи, которые отдельно установлены на законодательном уровне и подразумевают покрытие задолженности перед бюджетом.

3. Принцип контроля. Все полученные организациями средства контролируются в плане расходования и соответствия обязательным нормам. За правонарушения в этой сфере соответствующие должностные лица могут нести ответственность.

На практике существует два основных режима финансирования, напрямую зависящего от типа конкретного субъекта. В частности, выделяется:

— финансирование коммерческих структур. В этом случае именно за ними закрепляется право хозяйственного ведения и привлечения ресурсов;

— финансирование бюджетных предприятий, которые относятся к некоммерческим и действуют с учетом бюджетных средств. Здесь действует правило оперативного управления имуществом, по сути, сметно-бюджетный тип финансирования.

Обязательные нормы расходов должны соблюдаться всеми типами субъектов, независимо от их структуры и типа управления и финансирования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector