Raimondirus.ru

RAiMONDI
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5. 1 Как определить размеры и конфигурацию выемок

5.1 Как определить размеры и конфигурацию выемок?

При рассмотрении столбчатых фундаментов под промышленное здание следует вычертить желательно в масштабе 2–3разреза по буквенным и (рис.1) цифровым осям плана (Рис.3). В соответствии со СНиП 3.02.01-87 находят размеры каждой выемки по подошве, предполагая размещение монтажной зоны, где находятся механизмы, на берме. Увеличение размера подошвы котлована зависит от способа производства работ и необходимо для размещения рабочих, опалубки при монолитном исполнении, а может быть и для размещения механизмов. Это увеличение колеблется от 0,3 до 0,6 метра. При организации монтажной зоны на подошве котлована ее увеличение зависит от размеров механизмов, необходимостью подвозить к ним материалы и конструкции, условиями техники безопасности и другими обстоятельствами. Однако такие решения следует тщательно обосновать. Размеры котлованов поверху получают суммированием размеров понизу и величины заложения откоса, принимаемого по СНиП III-4-80 * . Заложение откоса (или проекция откоса на горизонталь) зависит от вида грунта, его влажности и глубины выемки.

Анализируя размеры на разрезах по буквенным и цифровым осям принимают решения о конфигурации выемок. Это может быть общий котлован, система траншей, отдельные котлованы под каждый фундамент и т.д.

При принятии решения о разработке или оставлении объемов размещенных между отдельными фундаментами (заштрихованных на рисунке) руководствуются производственно-экономическими факторами: не следует без обоснования вынимать лишний грунт, необходимостью устройства монтажной и проезжей зоны (ш), а возможно и водопонизительной установки, прохода копра по подошве выемки, если фундамент свайный и т.д. В реальном проектировании проводят подробные технико-экономические расчеты с учетом всех преимуществ и недостатков вариантов.

Отрывка отдельных траншей или котлованов под каждый фундамент может существенно изменить объемы и технологическую схему работ, схему водоотлива, влиять на размещение объемов грунта для обратной засыпки.

При значительных размерах промышленных зданий в плане следует предусмотреть деформационные швы и соответствующие фундаменты в этих местах; как правило, это влечет уширение выемок по подошве.

При ведении рытья экскаватором прямая лопата, или необходимости выполнения последующих работ с подошвы котлована, въезда туда механизмов и транспорта намечают расположение въездных траншей. Ширину въездной траншеи принимают при одностороннем движении – 4 метра, при двухстороннем – 7-8 метров и общим уклоном 1:10 (рисунок 2).

Для котлованов больших размеров рекомендуется делать две въездных траншеи, обычно с противоположных сторон, для сквозного проезда транспорта и механизмов.

Выемки под фундаменты, как правило, выполняются с откосами, но в некоторых случаях могут иметь и вертикальные стенки, например, при реконструкции или заложении смежных фундаментах на разных глубинах. Крепление вертикальных стен выемки можно не предусматривать, если ее глубина не превышает в:

песчаных грунтах – 1 метр;

супесях и суглинках – 1,25 метра;

глинах – 1,5 метра;

особо плотных и скальных – 2 метра.

Очень часто в инженерных разработках приходится производить выемки в грунтах двух и более разных напластований, с различными коэффициентами заложения. Тогда принимают единое заложение откоса по самому слабому грунту. Кроме того, в СНиПе приводятся коэффициенты заложения откосов для выемок глубиной до 5 метров, при более глубоких разработках следует пользоваться расчетными значениями, которые приводятся в Таблице 1.

Таблица 1. Крутизна откосов котлованов в непереувлажненных грунтах

Группа грунта

Наименование грунта

Отношение высоты откоса к его заложению 1:m при глубине копания до, м

ТРАНШЕЯХ И ОТДЕЛЬНЫХ ВЫЕМКАХ

Объемы грунта отдельных фигур, располагающихся в пределах насыпи и выемки, V, м 3 , определяют путем умножения площади основания каждой фигуры на среднюю высоту ее рабочей отметки:

где hn – рабочие отметки всех вершин фигуры, в том числе и нулевые, м;

n – количество вершин фигуры, в том числе и нулевые;

hСР – средняя величина рабочих отметок, м;

F – площадь фигуры, м 2 .

Объем грунта в откосах выемки (насыпи) V, м 3 (рис.3), определяется по формуле:

где Lп – периметр сторон насыпи (выемки);

m – коэффициент заложения откоса;

ho.ср – абсолютная величина средней рабочей отметки по периметру выемки (насыпи):

Объем грунта в угловых откосах выемки (насыпи) V, м 3 , определяется по формуле:

где h – высота пирамиды, м.

Рис.3. Определение объёмов грунта в откосах выемки (насыпи)

при заложении m=0,5

На основании расчетов заполняется таблица 1. При отсыпке насыпи учитывают остаточное разрыхление грунта. Ввиду того, что при укладке насыпи и интенсивном уплотнении его катками не удается достичь естественной плотности грунта, то для укладки насыпи объемом Vн требуется объем грунта равный V/К, где V – объем грунта естественной плотности; К — коэффициент остаточного разрыхления (для насыпного грунта принимаем К=1,04)

Таблица 1.

Расчет объемов грунта насыпи и выемки

Общий объем насыпи и выемки находится как сумму объемов грунта отдельных фигур, лежащих в пределах планируемой площадки.

– объем грунта в откосах выемки:

– объём грунта в откосах (кроме угловых):

– объем грунта в угловых откосах:

– объем грунта в откосах насыпи:

– объём грунта в откосах (кроме угловых):

– объем грунта в угловых откосах:

Для принятия решения об устройстве земляного сооружения (общего котлована под фундаменты, траншей под ряды фундаментов или отдельных котлованов под каждый фундамент) вычерчиваются продольные профили отдельных котлованов под каждый фундамент по рядам в обоих направлениях (см. рис.4а и ). При различном шаге наружных и внутренних колонн, рисунков будет три.

Рис.4а. Продольный профиль разреза фундаментов (фрагмент)

Рис.4б. Поперечный профиль разреза фундаментов (фрагмент)

Земляное сооружение проектируется с учетом крутизны откосов для данного вида грунта и глубины заложения фундамента. Возможны три случая:

1. Если точка пересечения линий откоса только в одном направлении выше уровня земли, то в указанном направлении принимают траншеи под каждый ряд фундаментов;

2. Если точка пересечения линий откоса в обоих направлениях ниже уровня земли отрывается общий котлован;

Читайте так же:
Зачем нужна грунтовка стен перед поклейкой обоев

3. Если точка пересечения линий откоса в обоих направлениях выше уровня земли, то принимаются ямы под отдельные фундаменты.

Расстояние от подошвы откоса до близлежащего фундамента с установленной опалубочной формой принимается не менее 0,2м. При необходимости устройства вертикальной гидроизоляции фундаментов это расстояние принимается не менее 0,5м.

При разработке типа выемок под фундаменты следует учитывать возможность подачи материалов, инвентаря и конструкций к фундаментам, расположенным в средней части здания (подъезд автотранспорта и строительных машин). На рис. 4б показан случай, при котором заштрихованную область выбираем, что определяет выбор траншеи в этом направлении.

После определения типа и размеров земляного сооружения в плане, необходимо рассчитать объемы земляных работ при его разработке (V,м 3 ). Для общего котлована и траншей используется формула:

где Нк – глубина котлована по заданию, м; Fн – площадь котлована по низу, м 2 ; Fв – площадь котлована по верху, м 2 ; Fср – площадь котлована на глубине Н /2, м 2 .

При разработке отдельных ям под каждый фундамент их объём определяется по формуле:

Объём грунта на съездах в котлован (пионерная траншея) рассчитывается по формуле:

где b –ширина съезда по низу, м; L – длина съезда, м.

В рассматриваемом примере объём грунта составит:

После возведения фундаментов оставшийся объем котлована в виде пазух заполняется грунтом, который называется обратной засыпкой (Vобр.зас. м 3 ). Её объём определяется по формуле:

где Vф – объем конструкций ж.-б, фундаментов до планировочной отметки, м 3 ; a — коэффициент остаточного разрыхления грунта после уплотнения (для суглинка – 0,03).

СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА И ПЛАНА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНЫХ МАСС

На основании расчетов объемов разрабатываемого грунта составляется баланс грунта на строительной площадке (табл.2.). При недостатке грунта (отрицательный баланс) для устройства планировочной насыпи объем недостающего грунта разрабатывается в карьере, расположенном за пределами площадки, и доставляется автосамосвалами.

Необходимо иметь в виду, что вытесненный фундаментами грунт, может быть уложен в планировочную насыпь.

Определение крутизны откоса насыпи

Вычерчивается схематическое изображение поперечного сечения тела насыпи, основываясь на ранее определенных данных.

Для определения площади поперечное сечение разбивается на элементарные фигуры – треугольники и трапеции.

где а – заложение откоса, имеющего уклон 1:1,5

h1- верхняя высота насыпи, имеющая уклон откоса 1:1,5

где в- ширина основания верхней части насыпи высотой 6 м, м.

d- заложение откоса крутизной 1:1,75

где h2- нижняя высота насыпи, м;

L- основание насыпи, м

По формулам из геометрии (площадь треугольника или площадь трапеции) определяем S1, S2 ,S3

Площадь поперечного сечения насыпи S нас

S нас = S1+ S2 +S3 (1.6)

Определение количества резервов.

Количество резервов t определяется по таблице № 8.

Таблица № 8 – Количество резервов.

Поперечный уклон местностиОптимальное расположение резервов.
Положе 1:10С двух сторон
От 1:10 до 1:5С нагорной стороны
Круче 1:5Не проектируется

Примечание: поперечный уклон местности см. исходные данные.

Определение площади и размеров поперечного сечения резервов.

Площадь резерва определяется по формуле:

где Р – заданный % грунта, отсыпаемый из резерва, (см. задание);

t – количество резервов.

Ширина резерва по дну определяется по формуле:

где hрез – глубина резерва, принимается от 0,6 до 2 метров

Поперечное сечение резерва зависит от ширины резерва по дну:

— при ширине резерва по дну до 10 метров резервы устраиваются односкатные

— при ширине резерва более 10 метров – двускатные

Возведения железнодорожного земляного полотна (стр. 2 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

На продольном профиле определяются границы участков разработки грунта (выемки) и отсыпки грунта (насыпи). Границами участков могут быть места перехода выемок в насыпи или насыпей в выемки (нулевые точки), искусственные сооружения (мосты), места изменений крутизны откосов, места начала и конца кривых частей пути с радиусом, вызывающим уширение земляного полотна.

3.1 Определение местоположения нулевых точек

Расстояние от ближайшего пикета до нулевой точки определяется из подобия треугольников рис. 2.

Рис. 2. Схема к определению местоположения нулевых точек

где X – расстояние от левого пикета, до нулевой точки, м;

L – расстояние между ПК 5 и 6, м.;

H1 и H2 – рабочие отметки выемки и насыпи на ПК 5 и 6, между которыми находится нулевая точка, м.

3.2 Определение места изменения крутизны откосов

Крутизну откосов насыпей и выемок назначают в зависимости от вида грунта, высоты насыпи и глубины выемки.

Согласно [2] крутизна откосов земляного полотна может меняться в местах перехода высоты насыпи до 6 м и от 6 до 12 м.

Пикетные значения мест изменения крутизны откосов определяются следующим образом рис. 3.

Рис. 3. Схема к определению пикетных значений,

точек изменения крутизны откосов земляного полотна

где H1 и H2 – известные отметки граничных сечений, м;

X – расстояние от ближайшего пикета, до точки изменения крутизны откоса, м;

L – расстояние между пикетами, м.

3.3 Определение точек расположения задних граней устоев моста

и рабочих отметок насыпи в этих точках

Границы мостов, в пределах которых не производится подсчет объемов земляных работ, определяются только для сооружений с пролетом более 10 м. Расстояние L м (рис. 4, а), между задними гранями устоев моста определяется по схеме моста [9].

При отсутствии названных схем пикетные значения определяются по заданному продольному профилю, где указаны пикетное значение оси моста и его отверстие.

По этим данным определяется положение передних граней левого и правого устоев моста:

для левого устоя ПК (3)

для правого устоя ПК (4)

где ПK – пикетное значение оси моста;

l – отверстие моста, м.

Расстояние от передней грани устоя до задней – величина заложения конуса. Она определяется как сумма горизонтальных заложений откосов конусов в плоскости боковой грани устоя и протяжения части земляного полотна – X, заходящего за заднюю грань устоя (рис. 4, б).

Читайте так же:
Как нанести грунтовку распылением

Рис. 4. Схема к расчету моста: а) общий вид; б) расчет величины заложения конуса

Откосы конусов насыпи в плоскости сопряжения с боковыми гранями устоев мостов или в направлении продольной оси земляного полотна должны иметь уклоны (см. рис. 4, б). На высоту до 6 м ниже бровки насыпи – не круче 1:1,25; на высоту следующих 6 м не круче 1:1,5 и свыше 12 м – не менее 1:1,75 [11].

При высоте насыпи свыше 6 м часть земляного полотна, заходящая за устой на уровне бровки (в нашем случае X) должна быть не менее 1 м.

Таким образом, положение задней грани левого устоя моста (см. рис 4, а, б) можно определить по формуле:

Аналогично определяется положение задней грани правого устоя. Границы между задними гранями устоев можно ориентировочно определить по следующим формулам:

при высоте насыпи до 6 м (6)

при высоте насыпи до 12 м (7)

где Н1 + Н2 – сумма рабочих отметок насыпи у задних граней устоев моста, м.

Рабочие отметки задних граней устоев Н1 и Н2 определяются из выражения (2).

3.4 Определение уширения земляного полотна

Земляное полотно на подходах к большим мостам (Lм > 100 м) уширяется на 1,0 м на протяжении 10 м, считая от задней грани устоя, а на последующих 15 м осуществляется постепенный переход до нормативной ширины (рис. 5).

Уширение земляного полотна в кривых участках пути производится с наружной стороны кривой в зависимости от категории линии и величины радиуса кривой согласно [2].

Рис. 5. Схема уширения земляного полотна на подходах к мосту

4 ВЫБОР ТИПОВОГО ПОПЕРЕЧНОГО ПРОФИЛЯ

Согласно данным обработки продольного профиля и требованиям к конструкции земляного полотна [2] назначается поперечный профиль выемки и насыпи.

Поперечные профили являются основным документом для подсчетов объемов земляных работ.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

Подсчет объемов земляных работ производится отдельно для насыпей и для выемок на каждом пикете.

Объем работ на участках между переломами профиля при поперечных уклонах определяется по формуле русского инженера .

где H1 и H2 – рабочие отметки начала и конца пикета насыпи или выемки, м;

m – показатель крутизны откоса;

B – ширина основной площадки земляного полотна, м.;

Fср – площадь среднего сечения, находящегося между смежными поперечными профилями на одинаковом расстоянии, м2.

Первое слагаемое в формуле (9) называется основным объемом, второе слагаемое – поправкой.

Поправку следует вводить для случаев, когда разность рабочих отметок сечений H1 – H2 > 0,5 м и расстояние между сечениями l > 50 м.

Сокращенная формула без поправки принимает вид:

Формулой (10) пользуются при частых переломах продольного профиля.

При выполнении курсового проекта основные объемы земляных работ можно подсчитывать по данным с учетом зависимости от ширины основной площадки земляного полотна.

После определения основных объемов подсчитываются поправки, учитывающие увеличение объемов земляных работ на участках, расположенных на косогорах и в кривых с радиусами, вызывающими уширение земляного полотна. Подсчет объемов земляных работ удобно вести в табличной форме.

5.1 Подсчет объемов с учетом косогорности

По сравнению с объемом, определенным для местности без поперечного уклона, на косогоре с однообразным уклоном 1: n объем земляного полотна увеличивается более чем 2 %. Поэтому требуется введение поправки.

Дополнительный объем на косогоре определяется по формуле:

где V – основной объем насыпи или выемки, м3;

K – коэффициент косогорности;

S – дополнительная площадь, м;

L – длина насыпи или выемки, м.

где m – показатель крутизны откоса, m = 1,5;

n – показатель крутизны косогора.

Величина площади S для насыпи зависит от ширины земляного полотна B, наличия сливной призмы и ее размеров (рис. 6 а).

Для выемки площадь S больше, так как учитываются кюветы и закюветные полки (рис. 6 б).

Для насыпи: , м2, (13)

где B – ширина основной площадки земляного полотна, м;

w0 – площадь сливной призмы, м2.

Для выемки: , м2 , (14)

где w1 – площадь кювета, м2.

Рис. 6. Схема к определению площади поперечного сечения и объема земляного полотна на косогоре:

а) поперечное сечение насыпи; б) поперечное сечение выемки.

5.2 Определение дополнительного объема в кривых

Дополнительный объем в кривых участках пути:

где – величина уширения в кривом участке пути [2], м;

Н1 и Н2 – рабочие отметки на соответствующем пикете кривой, м;

L – длина пикета, м.;

знак «-» – для выемки; знак «+» – для насыпи.

Так как длина кривой обычно больше 100 м, то подсчет дополнительных объемов проводится отдельно для каждого пикета (полного или неполного), а затем эти добавки вносятся в ведомость попикетных объемов.

Ведомость подсчета объемов земляных работ

5.3 Построение графика попикетных объемов

График попикетных объемов строится под продольным профилем после определения объемов земляных работ. Он представляет собой графическое изображение попикетных объемов выемок и насыпей в виде столбиков.

Масштаб графика по горизонтали соответствует масштабу профиля. По вертикали в определенном масштабе вверх от горизонтальной оси откладываются столбики, изображающие объемы выемок, вниз – столбики, изображающие насыпи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО — дорожное сооружение, служащее основанием для размещения конструктивных слоев дорожной одежды и других элементов. Возводится из местных материалов. Земляное полотно строят в виде насыпей, выемок, а на косогорах — полунасыпей-полувыемок.

НАСЫПЬ — инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли.

ВЫЕМКА — земляное сооружение, выполненное путем срезки естественного грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

ПОЛУНАСЫПЬ-ПОЛУВЫЕМКА — земляное сооружение на косогоре, выполненное путем срезки уступом части естественного грунта с использованием его в полунасыпи или в отвал.

ОБОЧИНА (Ао) — боковая полоса земляного полотна с каждой его стороны между бровкой и кромкой проезжей части, предназначенная для предохранения краев дорожной одежды от разрушения, вынужденной остановки транспорта, размещения ограждений, средств сигнализации и других средств, обеспечивающих безопасность движения.

Читайте так же:
Ингибирующая грунтовка для металла

ОТКОС (0) — боковая наклонная поверхность, ограничивающая земляное сооружение или склоны естественного рельефа.

КОЭФФИЦИЕНТ ЗАЛОЖЕНИЯ ОТКОСА (1: m ) — отношение высоты откоса к его горизонтальной проекции — заложению.

БРОВКА (б) — линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в месте их сопряжения.

БАНКЕТ (бан.) — сооружение правильной формы (трапецеидального или треугольного сечения — pppa.ru) из грунта, отсыпаемого вдоль верхней бровки выемки для ограждения и защиты ее откосов от размыва поверхностными водами.

КОНТРБАНКЕТ — инженерное сооружение из камня или грунта, устраиваемое в виде подсыпки насыпи взамен подпорной стенки. Сооружается на крутых косогорах у подошвы насыпи или полунасыпи-полувыемки в целях их укрепления или борьбы с выпором основания.

БЕРМА — узкая горизонтальная или слегка наклонная полоса, прерывающая линию откосов земляного полотна при большой их крутизне и длине.

Автомобильная дорога — инженерное сооружение, предназначенное для движения транспортных средств на пневмоколесном ходу. Основными элементами дороги являются: земляное полотно, дорожная одежда, проезжая часть, обочины, искусственные сооружения и все виды обстановки.

ПОЛОСА ОТВОДА (ПО) — полоса земли, на которой размещается автомобильная дорога и все ее сооружения. Ширина постоянной полосы отвода зависит от категории дороги и рельефа местности.

РЕЗЕРВ (Бр) — территория, отводимая для разработки грунта неглубокими выработками правильной формы, из которых грунт используется для отсыпки насыпи.

КАНАВА БОКОВАЯ (Кювет, К) — канава, проходящая вдоль земляного полотна, для сбора и отвода поверхностных вод, стекающих с проезжей части и окружающей местности, с поперечным сечением лоткового, треугольного и трапецеидального профиля.

НАГОРНАЯ КАНАВА (НК) — канава, отрываемая с нагорной стороны дороги для перехвата стекающей по склону воды и отвода ее от дороги.

ВЫСОТА НАСЫПИ (Нн)- расстояние, измеренное по оси дороги от поверхности земли до линии бровки земляного полотна.

ГЛУБИНА ВЫЕМКИ (Нв) — расстояние, измеренное по оси дороги от линии бровки выемки до линии бровки земляного полотна.

ПОЛКА (П) — элемент выемки, устраиваемый на снегозаносимых участках шириной не менее 4,0 м для аккумуляции метелевого снега в целях снегонезаносимости проезжей части.

ОТВАЛ ГРУНТА (КАВАЛЬЕР «ОРС») — растительный грунт, непригодный грунт при разработке выемки или карьера, уложенный в отведенном месте вне строящейся дороги (разработки карьера).

ПОДОШВА НАСЫПИ (Пн) — нижняя поверхность насыпи, опирающаяся на подстилающий грунт.

ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА (ДО) — многослойная конструкция, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на дополнительный слой (в отдельных случаях — на грунтовые основания).

ПОКРЫТИЕ ДОРОЖНОЕ — однослойная или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.

ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ — основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств. В зависимости от интенсивности движения транспорта проезжая часть может быть одно-, двух-, трех- и многополосной.

ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — продольная полоса проезжей части, по которой происходит движение транспортных средств в один ряд.

КРАЕВАЯ ПОЛОСА (КП) — уширение дорожной одежды на дорогах категорий I -а (б), II , III , IV — a , 1-с-а с целью размещения на ней крайних разметочных линий для организации движения транспорта и предохранения кромки дорожной одежды от разрушения.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (а) — полоса с каменным покрытием, ограничивающая кромку проезжей части, устраиваемая на обочине с целью повышения безопасности движения и предотвращения от разрушения кромок проезжей части.

ПОЛОСА УКРЕПЛЕНИЯ (аУ) — полоса, устраиваемая шириной 0,50 м для всех категорий дорог от бровки земляного полотна и укрепленная засевом трав.

ОСНОВАНИЕ ДОРОЖНОЕ (ОС) — нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий нагрузку от транспортных средств совместно с покрытием, и предназначенный для ее распределения на дополнительный слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ — конструктивный слой основания, выполняющий защитные функции слоев дорожной одежды (дренирующие, морозозащитные и т. д.).

УКЛОН ПОПЕРЕЧНЫЙ — отклонение поверхности какого-либо элемента дорожной конструкции (земляного полотна, слоев дорожной одежды) от горизонтального уровня, измеряемое в перпендикулярном направлении к оси дороги.

УКЛОН ПРОДОЛЬНЫЙ — отклонение проектной линии от горизонтали в продольном направлении. Уклоны измеряются в промиллях.

ПРОМИЛЛЕ (от латинского pro millie — за тысячу) — отношение высоты откоса к его заложению, умноженное на 1000. Обозначается — ‰.

ПЕРЕХОДНО-СКОРОСТНАЯ ПОЛОСА — это полоса движения, устраиваемая преимущественно на пересечениях и примыканиях в местах разворота и у автобусных остановок для обеспечения разгона или торможения автомобилей на выезде в общий поток, движущийся по основным полосам — pppa.ru. Она состоит из полос разгона, отгона и торможения.

ОБУСТРОЙСТВО ДОРОГИ — комплекс дорожных сооружений, к которым относят:

автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожную связь, дорожки для пешеходов, велосипедистов и т. п.

ОБСТАНОВКА ДОРОГИ — совокупность средств организации дорожного движения: дорожные знаки, ограждения, разметка и светофоры.

ИСКУССТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ — сооружения, устраиваемые на пересечении дорогами рек, оврагов, горных хребтов и других препятствий, а также, снегозащитные, противообвальные. К искусственным сооружениям относят: мосты, путепроводы, тоннели, трубы, подпорные стенки и т. д.

ТРУБА — инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи дороги для пропуска водного потока, дороги или скотопрогона.

ОТВЕРСТИЕ ТРУБЫ — наибольший горизонтальный размер или сумма; размеров (для многоочковой трубы) тела трубы в свету.

ТЕЛО ТРУБЫ — основная часть трубы между входным и выходным оголовками, находящаяся в грунте насыпи, имеющая замкнутую форму поперечного сечения, по которому осуществляется сток воды.

ДЛИНА ТРУБЫ — размер между наружными гранями входного и выходного оголовков.

Читайте так же:
Как обрабатывать стены грунтовкой глубокого проникновения

ОГОЛОВОК ТРУБЫ — крайний элемент трубы, удерживающий откос насыпи и обеспечивающий вход водного потока в трубу, и выход из нее. У трубы имеются входной и выходной оголовки.

ОГОЛОВОК ПОРТАЛЬНЫЙ — оголовок трубы, представляющий собой вертикальную подпорную стенку, удерживающую откос насыпи.

ОГОЛОВОК РАСТРУБНЫЙ — оголовок трубы, состоящий из стенки портала и двух откосных крыльев переменной высоты, расположенных под углом и удерживающих откос насыпи.

ОГОЛОВОК КОНИЧЕСКИЙ — оголовок трубы, имеющий форму полого усеченного конуса.

ЛОТОК ТРУБЫ — нижняя часть поперечного сечения трубы или специально выполненная подготовка в трубе для обеспечения беспрепятственного стока воды.

ДИАМЕТР ТРУБЫ — наибольший размер отверстия в свету звена круглой трубы.

ЗВЕНО ТРУБЫ (СЕКЦИЯ ТРУБЫ) — основной элемент конструкции сборной трубы замкнутого поперечного сечения, являющийся частью тела трубы.

СНиП III-42-80 : Прокладка трубопроводов в особых природных условиях

9.1. Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся на следующие типы:

1-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02—0,03 МПа (0,2—0,3 кгс/см2) или работу обычной техники с помощью щитов, сланей или дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);

2-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, сланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);

3-й — болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой, допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

9.2. Подземная прокладка трубопроводов в зависимости от времени года, методов производства работ, степени обводненности, несущей способности грунта и оснащенности строительного участка оборудованием осуществляется следующими способами:

укладкой с бермы траншеи или лежневой дороги;

протаскиванием по дну траншеи;

укладкой в специально создаваемую в пределах болота насыпь.

Способ прокладки трубопровода определяется проектом.

9.3. Прокладку трубопроводов на болотах и обводненных участках следует производить преимущественно в зимнее время после замерзания верхнего торфяного покрова; при этом необходимо предусматривать мероприятия по ускорению промерзания грунта на полосе дороги для передвижения машин, а также выполнять мероприятия по уменьшению промерзания грунта на полосе рытья траншеи.

9.4. Для устройства основания и засыпки наземного трубопровода запрещается использовать мерзлый грунт с комьями размером более 50 мм в поперечнике.

9.5. При сооружении подземных трубопроводов на болотах, обводненных участках трассы и участках с высоким уровнем грунтовых вод допускается укладка трубопровода непосредственно на воду с последующим погружением на проектные отметки и закреплением. Методы укладки и конкретные места балластировки таких трубопроводов определяются проектом и уточняются проектом производства работ.

9.6. Засыпка трубопроводов, уложенных в траншею на болотах в летнее время, осуществляется: бульдозерами на болотном ходу; одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах, перемещающихся вдоль трассовой дороги; одноковшовыми экскаваторами на сланях с перемещением непосредственно вдоль траншеи; с помощью легких передвижных гидромониторов путем смыва грунта в траншею, а в зимнее время после промерзания грунта—бульдозерами, одноковшовыми экскаваторами и роторными траншеезасыпателями.

9.7. Работы в горных условиях следует выполнять в период наименьшей вероятности появления на каждом участке производства работ селевых потоков, горных паводков, камнепадов, продолжительных ливней и снежных лавин.

9.8. На период строительства должны быть организованы службы безопасности, оповещения, аварийно-спасательная, медобслуживания и др. При появлении признаков возможного стихийного бедствия (сель, паводок, лавина и т.д.) или предупреждении об этом спецслужб люди и машины должны быть немедленно вывезены в безопасное место.

9.9. При работе на продольных уклонах более 15° следует производить анкеровку машин. Количество анкеров и метод их закрепления определяются проектом.

Допускается работа бульдозера на продольных уклонах до 35° без анкеровки.

При работе в скальных грунтах на продольных уклонах более 10° устойчивость экскаваторов должна проверяться на скольжение.

9.10. На участках трассы, пересекающих горные реки, русла и поймы селевых потоков, не допускаются разработка траншей, вывозка и раскладка труб и секций трубопроводов в задел.

9.11. Направление валки деревьев на склонах крутизной до 15° назначается в зависимости от наклона дерева и способа дальнейшей транспортировки хлыстов.

На уклонах крутизной свыше 15° валка деревьев должна производиться только вершиной к подошве склона.

9.12. На уклонах с крутизной более 22°, а в зимнее время более 15° трелевка хлыстов деревьев вдоль склона тракторами не допускается.

9.13. При строительстве трубопроводов на косогорных участках с поперечным уклоном более 8° должны устраиваться полки со съездами и въездами согласно проекту.

Для возможности разъезда встречных машин на полках должны предусматриваться устройства съездов (въездов) не реже, чем через 600 м, или уширения протяженностью не менее 15 м.

9.14. В случае появления оползневых процессов или обнаружения несоответствия состава грунта проектным данным во время производства работ все работы необходимо прекратить и на место вызвать представителей проектной организации и заказчика для принятия соответствующих решений.

9.15. При срезке склонов балок и оврагов разработанный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

9.16. Разработку грунта (не требующего предварительного рыхления или после рыхления) при сооружении полок на косогорах с поперечным уклоном от 8 до 18° следует производить бульдозерами; с поперечным уклоном более 18°—одноковшовыми экскаваторами с прямой лопатой; при необходимости работу экскаватора можно совмещать с работой бульдозера.

9.17. Рыхление скальных грунтов при разработке полок следует выполнять взрывами шпуровых зарядов, исключающих возможность появления трещин в породах, прилегающих к месту взрыва.

Масса допустимого эквивалентного заряда одновременно взрываемой группы одиночных шпуровых зарядов должна определяться проектом производства работ.

Применение массовых взрывов на выброс для образования полок не допускается.

9.18. Рыхление скальных грунтов взрывами шпуровым методом производится одновременно под траншеи для трубопровода и кабеля связи.

Читайте так же:
Как наносить несколько слоев грунтовки

Разработка траншеи под кабель связи производится после засыпки трубопровода.

Крутизна откосов траншей в скальных грунтах устанавливается проектом.

При производстве взрывных работ по устройству траншей и полок для вторых ниток трубопроводов величину зарядов следует назначать с учетом сейсмического воздействия на действующий трубопровод.

9.19. Разработку траншей на продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих рыхления, следует производить одноковшовыми или роторными экскаваторами, в предварительно разрыхленных грунтах — одноковшовыми экскаваторами. При продольных уклонах более 35°— бульдозерами (ширина траншей по дну принимается равной ширине ножа бульдозера) или специальными приемами, разрабатываемыми в проекте и в проекте производства работ.

На уклонах более 22° для обеспечения устойчивости одноковшовых экскаваторов их работа допускается при прямой лопате только снизу вверх по склону, ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате—только сверху вниз по склону, ковшом назад по ходу работ.

Работа роторных экскаваторов должна во всех случаях производиться сверху вниз.

9.20. В местах сварки потолочных стыков и захлестов в траншее необходимо устраивать уширения в сторону верхнего откоса косогора, принимая необходимые меры против обрушения стенок траншей.

9.21. Вывозка труб на полки до разработки траншей не допускается.

При расположении отвала грунта из траншей в зоне проезда для обеспечения работы машин должна выполняться предварительная планировка отвала по полке.

9.22. При работах по очистке, изоляции и опусканию трубопровода раздельным или совмещенным методом на продольных уклонах свыше 15° должны приниматься меры против продольного смещения трубопровода, трубоукладчиков, очистных и изоляционных машин.

Количество трубоукладчиков в колонне при очистке и изоляции трубопроводов на уклонах более 30° должно быть больше не менее чем на 1 трубоукладчик по сравнению с их количеством при нормальных условиях производства работ.

9.23. Сборку и сварку труб и секций трубопроводов в нитку на уклонах до 20° следует производить снизу вверх по склону, подавая трубы или секции сверху вниз, при большей крутизне — на промежуточных горизонтальных площадках или на горизонтальных площадках вершины гор с последующим протаскиванием подготовленной плети трубопровода.

9.24. Сборка и сварка плетей трубопровода на поперечных лежках, уложенных над траншеей, допускается на участках с крутизной косогора более 18°, где использование полунасыпи для пропуска механизмов невозможно; в этих случаях сварка труб в секции может также производиться на соседних с косогором удобных участках с последующей доставкой секций трубопровода к месту укладки.

9.25. Проходческие и общестроительные работы по устройству тоннелей, а также их временное крепление необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП II-44-78, СНиП III-44-77.

9.26. После производства взрывных работ в тоннелях следует устраивать искусственную вентиляцию.

9.27. Монтаж трубопроводов в тоннелях должен производиться протаскиванием постепенно наращиваемой снаружи тоннеля плети по постоянным или временным опорам.

9.28. Предварительное гидравлическое испытание трубопровода следует производить непосредственно в тоннеле.

9.29. Рытье траншей в грунтах II типа просадочности разрешается после окончания предусмотренных проектом работ, обеспечивающих сток поверхностных вод и предотвращение попадания их в траншею как в период строительства, так и в период эксплуатации.

Рытье траншей в грунтах II типа просадочности должно выполняться с расчетом немедленной (не более одной смены) укладки и засыпки трубопровода.

9.30. В грунтах I типа просадочности рытье траншей ведется как на обычных непросадочных грунтах.

9.31. Засыпка траншей грунтом II типа просадочности должна производиться с уплотнением до естественной плотности грунта.

9.32. В барханных и грядовых песках по всей ширине строительной полосы должна выполняться планировка с целью удаления подверженных выдуванию частей барханов до уровня межгрядовых понижений, а также обеспечения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспортных средств.

Удаляемая часть барханов должна складываться в межгрядовых понижениях вне строительной полосы. Объем планировки устанавливается проектом.

9.33. В сухих сыпучих песках, во избежание заносов траншей, их рытье следует производить с заделом не более чем на одну смену.

9.34. На поливных землях работы, как правило, должны производиться в периоды полного прекращения поливов, в другие промежутки времени — по согласованию с землепользователем.

9.35. До начала работ по сооружению трубопроводов на поливных землях должны быть проведены мероприятия по предохранению строительной полосы от поливных вод, а также по пропуску через нее воды, поступающей из каналов и других сооружений пересекаемой оросительной системы.

9.36. Насыпи на сорах следует возводить в два этапа, сначала на высоту до проектной отметки низа трубы с обеспечением сквозного проезда по насыпи, затем, после укладки трубопровода в проектное положение, насыпь необходимо досыпать до проектной отметки.

9.37. Для производства строительно-монтажных работ должны использоваться машины, как правило, в северном исполнении, предназначенные для работы при низких температурах и в специфических условиях вечномерзлых грунтов.

9.38*. При составлении технологических карт (схем) на разработку траншей на конкретных участках необходимо учитывать прочностные свойства вечномерзлых грунтов, параметры траншеи, оснащенность землеройной и буровой техникой, ее производительность, а также установленные темпы работ.

9.39*. При механической обработке торцов труб под сварку минусовые допуски размеров конструктивных элементов подготавливаемых кромок не допускаются.

При необходимости вварки в трубопровод патрубков (прямых вставок) форма подготавливаемых кромок труб и патрубков должна соответствовать требованиям ГОСТ 16037—80 и технических условий на трубы.

9.40*. В проектах производства работ на строительство подводных переходов на участках вечномерзлых грунтов должны быть учтены:

характеристики вечномерзлых грунтов (состав, структура залегания, температурный режим, наличие подземных льдов и термокарстов, наличие наледей и их режим и др.);

состояние вечномерзлых грунтов после оттаивания;

температурный режим района;

мощность, характер и время образования снежного покрова;

толщина, прочность и несущая способность ледяного покрова;

продолжительность летнего периода;

необходимость сохранения растительного покрова на пойменных участках залегания ледонасыщенных грунтов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector